- Образы русских богатырей. Илья Муромец.:
- Образы русских богатырей. Илья Муромец.
Русский героический эпос, выраженный, главным образом, в былинах, – одно из величайших созданий русского народного гения. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос отражает и формирует самосознание русского народа, показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Уже начиная былину, и сказители, и их слушатели понимали и знали, что русский богатырь обязательно должен победить.
Илья Муромец – главный герой-богатырь русского былинного эпоса. Он совершил наибольшее количество подвигов, возглавляет всех русских богатырей. Выступает от имени русского богатырства перед князем Владимиром Красное Солнышко. В Илье Муромце подчёркиваются сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже миролюбие (умеющий воевать – не воинственен). Он один побивает всех врагов. Его характеризует сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости.
О «добогатырском» периоде жизни Ильи Муромца повествуют былины, посвящённые его исцелению и двухэтапному получению силы. Родившись в городе Муроме, в селе Карачарове (по наиболее хрестоматийной версии), в крестьянской семье, Илья Муромец от рождения парализован, из-за чего тридцать лет сидел сиднем на печи. Его недуг был чудесно излечен. В отсутствие родителей приходят «две калики перехожие» и просят Илью Муромца отворить ворота, но он отказывается, ссылаясь на свою болезнь. После второй их просьбы открыть «выставал Илья на резвы ноги» и впустил калик в дом. Они дают ему «чару питьеца медвяного» или просят принести ключевой воды и выпить её. Следствием было то, что «богатырско его сердце разгорелось… и он услышал во себе силушку великую».
Калики предрекают Илье Муромцу богатырские подвиги, а также то, что смерть ему «на бою не писана», тем не менее, они предостерегают Илью от боя со Святогором, Самсоном-богатырём, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславовичем (Волхом). Верхом на коне Илья Муромец отправляется в Киев, служить князю Владимиру. По дороге в Святых горах он встречается со Святогором. После взаимной демонстрации силы богатыри становятся крестовыми братьями. Умирая, Святогор передаёт Илье Муромцу свою сверхсилу, но тот благоразумно отказывается. Илья видит, что сила Святогора ему самому в тягость, она не находит применения. Святогор передаёт Илье всегда только часть своей силы.
Получив эту «вторую» силу, Илья Муромец становится подлинным богатырём. По пути в Киев он очищает от вражеской «силушки великой» Чернигов, мостит мосты через реку Смородину, побеждает Соловья-разбойника и привозит того в Киев показать князю Владимиру.
Подвиги следуют один за другим. В Киеве появляется Идолище поганое и приводит в ужас князя Владимира, требуя от него «поединщика и супротивничка». Илья Муромец идёт на бой и в поединке убивает Идолище «шляпкой земли греческой». Калин-царь из Золотой Орды подходит к Киеву «со своею силою поганою» и требует сдать Киев-град без боя. Вместе с князем Владимиром Илья Муромец приходит с дарами к Калину-царю и требует, чтобы татары отошли от Киева. В ответ Калин приказывает связать Илью Муромца и «плюёт Илье во ясны очи». Тот рвёт все путы и цепи и бросается на противника, хватая, вместо оружия, первого попавшегося татарина. «…И начал он татарином помахивати: куда ли махнёт– тут улицы лежат, куды отвернёт – с переулками». Калина-царя же он «ударил о горюч камень, расшиб его в крохи».
Народ не признаёт в эпосе никаких половинчатых или частичных, неполных побед. В эпосе воспевается только полная и окончательная победа, которая раз и навсегда обезвреживает врага. Враг либо погибает, либо с позором изгоняется из Руси, отстоявшей свою независимость, честь и свободу. Уходя, враг даёт клятву никогда больше не возвращаться.
Наиболее очевидная «историческая» локализация Ильи Муромца связывает его с Северо-Восточной Русью (город Муром, село Карачарово), но для эпохи XI-XII вв., когда, видимо, сформировалось ядро сюжета об Илье Муромце и произошла его привязка к Киеву и кругу богатырей князя Владимира.
(С) моё
Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21-м году проснулся от тяжкого сна — встал и пошёл… и встретил он 37 королей и 70 богатырей и побил их, и сел над ними царствовать… Такова Россия… (С)М.Ю.Лермонтов
Илья Муромец #ИльяМуромец #Муром #Гарат #школаCорадение