Что такое Tesla: MMM века высоких технологий или компания будущего?
Tesla — одна из самых противоречивых компаний мира. Пожалуй, не существует другой фирмы, имеющей такое, почти божественное, поклонение одних и такую искреннюю и безвозмездную ненависть — других. Я не буду подробно описывать историю развития компании, во-первых, она во многом легендарная и мифологизированная, а во-вторых, ее и так все в общих чертах знают.
Высшей точкой развития Tesla можно считать захламление просторов космоса одной старой машиной модели Roadster. Это, безусловно, уникальное достижение, и ни одна другая автокомпания мира его никогда не повторит.
Tesla развивалась на волне «зеленой религии» на Западе. В этом смысле можно сказать, что истерия вокруг компании является родственной истерии вокруг альтернативной энергетики. Точнее, появление этой компании стало неожиданным побочным следствием создания «зеленой религии», которое требовалось для обоснования развития альтернативной энергетики.
В какой-то момент среди богатых калифорнийских фриков и в целом прогрессивных американцев стало модно бороться с углекислым газом, в том числе отказываясь от пользования машиной с двигателем внутреннего сгорания. Отчасти эту моду Илон Маск (глава Tesla) оседлал, отчасти он ее создал. И надо отдать ему должное, он — гений по разводу населения. Убедить людей, что нужно купить машину за 100 000 долларов с характеристиками как у машины за 50 000 — это сложнее, чем убедить людей купить телефон за 1000 долларов с характеристиками телефона за 500 долларов.
С 2012 года (сначала с моделью S, затем с моделью X) Маск вышел на относительно массовый рынок дорогих машин. Нужно отметить, что за всю историю своего существования Tesla показала (каким-то чудом) один прибыльный квартал. В остальном компания раз за разом нарушала свои планы, свои обязательства и свои прогнозы и раз за разом увеличивала как сумму накопленных убытков, так и темпы их увеличения. Каждый год, после того как оказывалось, что в очередной раз чуда не произошло, и компания, несмотря на выпуск родстера, затем несмотря на выпуск S, а после и на выпуск X, работает в убыток, Маск, как в казино, удваивал ставку и давал новое грандиозное обещание перемоги, в сравнении с которыми достигнутая зрада казалась мелкой и незначительной. Но, как известно, в казино эта стратегия не работает, так как довольно быстро игрок упирается или в пределы наличности, или в пределы разрешенной игры казино.
В реальной жизни эта стратегия также работает только до определенных пределов. В 2014-2016 годах Маск расписал картину красочных Нью-Васюков, основанных на перспективе выхода компании Тесла на действительно массовый сегмент рынка с продажами в миллионы штук автомобилей в год. И продуктом, который мог бы позволить компании добиться этих впечатляющих результатов, должна была стать Model 3. Широкими мазками Илон Маск описывал, как в середине 2017 года начнется продажа дешевого электромобиля с ценой в 35 000 долларов, как к концу года компания выйдет на объемы в 5000 штук в неделю. И как в 2018 году будет продано полмиллиона этих автомобилей с умопомрачительной маржинальной прибылью. Все это подавалось еще и под соусом «полного автопилота», который программным путем поступит на все ранее проданные машины компании в 2019 году.
Фанаты были в восторге и просто толпой ломились, чтобы отдать свою тысячу долларов и встать в очередь на получение вожделенного автомобиля. За первый день поступило 180 000 заявок, а всего было собрано около полумиллиона предзаказов.
Фанаты Тесла стоят в длинных очередях, чтобы сделать предзаказ на новую Теслу. 31 марта 2016 года.
Вот как писал один восторженный американский комментатор:
«В Китае полтора миллиарда жителей, в Индии миллиард жителей, скоро они все будут ездить на электромобилях. Вы только представьте себе, какой будет прибыль Тесла, когда она захватит 60% этого рынка».
Ну, разумеется, так думали не только безмозглые американские мажоры. Об этом писали прикормленные журналисты, о том же говорили «аналитики» рейтинговых агентств, так же, как и масса зависимых и независимых финансовых аналитиков и трейдеров. На волне этой истерии и, разумеется, подпитываясь безудержной работой долларового принтера, капитализация Теслы взлетела до $50-60 млрд. Для понимания контекста: это больше, чем капитализация компании Ford. Давайте посмотрим, какой логикой руководствовались при этом инвесторы:
«Часто называют абсурдом то, что Тесла имеет капитализацию больше, чем Форд (F). На первый взгляд, этот аргумент имеет смысл, поскольку Тесла продала около 100 000 автомобилей в 2017 году, в то время как Форд продал 6,6 миллиона. Более того, Тесла получила всего 11,7 млрд долларов выручки, а Форд — около 145 млрд. Наконец, Тесла имеет убытки почти 2 млрд долларов, в то время как Форд сообщил о чистой прибыли около 7,6 млрд долларов.
Давайте посмотрим на ситуацию с несколько иной точки зрения. Средняя продажная цена Форд для автомобиля составляла всего 22 000 долларов США в 2017 году. У компании была валовая маржа в размере 10%, а рентабельность около 5%, это указывает на то, что компания зарабатывает около 1100 долларов на одно транспортное средство.
Мы знаем, что в среднесрочной перспективе Тесла планирует получать валовую маржу в размере 25% по Model 3. Со средней продажной ценой около 47 500 долларов на одно транспортное средство Тесла будет иметь валовую прибыль в размере около 11 875 долларов за автомобиль в сравнении с 2200 долларов у Форда. Более того, если мы предположим, что Тесла может получить чистый доход около 12,5% (половина его валовой прибыли на одно транспортное средство), компания будет зарабатывать около 6000 долларов на каждой Model 3, или более чем в пять раз больше, чем Форд. Это означает, что Тесла может заработать почти столько же, сколько Форд, просто продавая миллион Model 3 в год».
Разумеется, тут крайне интересно, что, говоря о компании Форд, «аналитик» опирается на достигнутые результаты, а говоря о компании Тесла, он ориентируется не просто на воздушные замки, а на откровенно лживую информацию о показателях и предполагаемых объемах продаж. Тут есть один очень важный вопрос, на который стоит обратить внимание. Это вопрос о креативной маржинальной прибыли компании Тесла.
Креативная бухгалтерия компании Тесла.
Как известно, предметом особой гордости теслофилов является высокая маржинальная прибыль автомобильного подразделения компании. Им доставляет неимоверное удовольствие, небрежно потыкав пальцем в маржинальную прибыль в размере 25% (предполагаемую), перемножить ее на 20 млрд выручки (предполагаемой) и надменно спросить: неужели ты не понимаешь, что у компании вот-вот скоро будет пять (!) миллиардов прибыли?
Лично у меня, правда, возникает когнитивный диссонанс, как же могут одновременно существовать столь высокая маржинальная прибыль и столь высокие убытки компании?
Внимательное изучение ситуации позволяет предположить, что убытки у компании Тесла настоящие, а маржинальная прибыль — фейковая. Давайте посмотрим, как именно Маск со своим коллективом креаклов творит красивую бухгалтерию.
«Дилерские сети» и «дилерские скидки»
Весьма большой эффект для значения маржинальной прибыли дает наличие собственной сбытовой («дилерской») сети и креативный учет связанных с этим расходов.
Давайте сначала сравним две модели ведения бизнеса:
* Реальные автопроизводители продают свои автомобили через сеть независимых дилерских центров;
* Автомастерская для фриков реализует свои автомобили через прямые продажи и сеть собственных дилерских центров (они могут иметь другие названия и урезанные функции, но суть та же).
На чем зарабатывают дилерские сети автопроизводителей?
* На скидке от автоконцерна, обычно 10% от цены автомобиля;
* На гарантийном ремонте;
* На перепродаже б/у автомобилей;
* На завышенных ценах на сервис и ремонт.
Завышенные цены на сервис и ремонт — это, конечно, плохо. Но это часть правил игры, и это то, что позволяет работать дилерским сетям в прибыль. Если мы уберем или резко сократим эту позицию, то работа дилерского центра сразу становится убыточной.
Как нам неоднократно объясняли теслофилы, электромобиль от Теслы настолько прост, что там нечему ломаться и почти ничего не требует техобслуживания, поэтому дилерские центры не хотят связываться с убыточной для них машиной. (Простота конструкции, правда, легко компенсируется низким качеством сборки, ну да бог с этим, отбросим пока этот вопрос как несущественный.)
Прекрасно, что у нас получается? Существуют сети автодилеров нормальных автоконцернов, которые являются центрами генерации прибыли, по крайней мере, для своих хозяев. И существует собственная сеть Теслы, которая за неимением больших оборотов по техобслуживанию является убыточной и висит на балансе самой компании.
Если, скажем, Форд увеличит на 10% сеть своих автодилеров, то он поднимет продажи на 7-10% и практически не увеличит расходы. Каждый следующий дилерский центр повышает потенциальную доходность и прибыль компании, одновременно являясь успешным (в массе) бизнесом для своего хозяина.
Если Тесла расширит на 10% свою сбытовую сеть, то она повысит продажи на 7-10% и одновременно на 10% увеличит свои капитальные вложения в сбытовую сеть, увеличит свои текущие расходы на сбытовую сеть и, как следствие, увеличит общую убыточность своей «дилерской сети».
Даже если принять за факт, что расходы Теслы на свою сеть меньше, то как минимум 3-4% от общего объема выручки должно быть вычтено из маржинальной прибыли для отражения «дилерской скидки» и приведения показателя к общему для всех производителей автомобилей виду.
Бесплатная зарядка.
Тесла предлагает бесплатную пожизненную зарядку для покупателей моделей S и X на собственной сети зарядок. Это прекрасно и очень гуманно с их стороны, но часть фактических расходов, связанных с этим, они должны были минусовать из маржинальной прибыли.
По аналогии Форд мог бы продавать автомобиль за 40 000 долларов, с бесплатной 10-летней заправкой, и рассказывать журналистам, что их маржинальная прибыль равна 50%, хотя по факту она будет стремиться к нулю.
Наука и разработка.
Большинство автопроизводителей часть затрат на «науку и разработку» (R&D — Research & Development) вычитают из маржинальной прибыли — как правило, те расходы, которые можно объективно привязать к определенной машине (например, разработку модели или расходы на рестайлинг).
В Тесле этого не делают и тем самым завышает свою маржинальную прибыль, если сравнивать с маржой реальных автопроизводителей.
Лизинг.
За счет особенностей учета лизинговых сделок компания отражает значительно завышенную маржинальную прибыль по сданным в лизинг машинам. По окончании периода лизинга это выравнивается за счет списания убытков, тем самым итоговые значения прибыльности компании остаются верными. Но это делается уже помимо графы «маржинальная прибыль», и, следовательно, это значение искажается.
Величина искажения довольно существенная, это можно видеть на следующем графике:
Влияние лизинга на отражение в учете маржинальной прибыли.
Безусловно, это только некоторые из методов, с помощью которых Тесла массажирует свою отчетность и «обманывает» инвесторов. Слово обман я беру в кавычки, так как понятно, что никто из руководства компании не утверждает прямо, что маржинальная прибыль Теслы выше, чем у конкурентов. Они просто показывают искаженные показатели, рассчитанные по собственной уникальной методике, и предоставляют возможность инвесторам и аналитикам обманывать себя. Подсчитать точно, насколько завышает Маск свою маржинальную прибыль, невозможно, не проводя аудит компании, но на следующем графике мы можем посмотреть консервативный вариант расчета (максимально благоприятный для Маска).
Консервативный вариант расчета маржинальной прибыли Теслы, рассчитанный с корректировкой на общепринятые методики.
Некоторые аналитики предлагают более негативные для Теслы варианты расчета, при которых маржинальная прибыль отрицательная почти во все периоды.
Можно спорить, нулевая у Теслы маржа или все-таки ближе к десяти процентам, но очевидно, что у Теслы никогда не было, нет и никогда не будет маржинальной прибыли в размере 25%, если мы говорим о сравнении с Фордом. Использовать важный показатель с таким же названием, но рассчитанный по совершенно другой методике, это вполне креативно и инновационно.
Опять же, чтобы показать, что это не один восторженный идиот, изображающий из себя аналитика, а внедряемая в определенные круги точка зрения, я приведу выдержку из обоснования, сделанного рейтинговым агентством Moody’s при присвоении рейтинга B2 прошлогоднему выпуску облигаций компании Тесла на сумму 1,8 млрд долларов.
«Рейтинг B2 CFR отражает ожидания Moody's о том, что запуск, объемы производства и принятие рынком Модели 3 будут достаточно успешными, чтобы достичь объема примерно в 300 000 продаж в течение 2018 года (годовой объем продаж в среднем составляет около 5500 в неделю) с валовой маржой приблизительно 25%».
Примерно такие ожидания были господствующими на середину прошлого года. Вот-вот должен был начаться массовый выпуск Модели 3, количество заказов — полмиллиона, маржинальная прибыль — 25%. Форд и Дженерал Моторс нервно курят в сторонке, намереваясь заворачиваться в простыни и ползти в сторону кладбища. Акции летят в космос и за пять лет выросли в цене на 750%. «Смелые инвесторы» на полном серьезе ожидают такого же роста и в следующие пять лет.
Проблемы с запуском в производство Model 3.
Первая трещина в фарфоровой композиции «Илон и восторженные хомячки» возникла в октябре 2017 года. Оказалось, что Маск безосновательно попутал реальную жизнь и компьютерную игру. После нажатия им на кнопку «начать выпуск продукции» ничего не изменилось, выпуск продукции не начался и за третий квартал собрали лишь пару сотен машин. В прессе появилась информация, что хваленая автоматизация не работает, машину собирают вручную, квалифицированных работников нет и так далее. Начался так называемый «продакшн Хелл» (С)...
Маск, не сильно, видимо, огорчаясь, объяснил, что планы чутка сдвигаются, две с половиной будет в конце года и пять тысяч в конце первого квартала. Пришел и прошел декабрь. Оказалось, максимум, которого Маск и Tesla смогли достичь — это темпы производства около 500 Model 3 в неделю. Это, правда, не помешало в начале января сделать следующее заявление:
«В течение четвертого квартала мы достигли значительного прогресса в решении проблем, связанных с производством Модель 3, и наша производительность значительно выросла к концу квартала. За последние семь рабочих дней в квартале мы сделали 793 автомобиля Модель 3, и в последние несколько дней мы достигли производительности на каждой из наших производственных линий, которая экстраполируется до более 1000 Model 3 в неделю».
И далее:
«Мы каждый день увеличиваем темпы производства и планируем выйти на уровень 2500 шт. в неделю к концу первого квартала и 5000 — к концу полугодия».
Что характерно, на момент выпуска данного сообщения темпы сборки уже вернулись на 500 штук в неделю, и компания прекрасно понимала, что она публикует откровенную ложь. Вскоре наступило время для квартальной отчетности, и пошли новые трещины в красивой сказке.
Ужасающие финансовые результаты четвертого квартала.
Во-первых, Тесла действительно продемонстрировала результаты лучше, чем ожидалось, но исключительно потому, что аналитики предсказывали совершенно ужасные результаты, а Тесла показала убытки на несколько центов (на акцию) меньше. Убытки (скорректированные на разовые операции) получились $3,04 на акцию, а не $3,10-3,20, как предполагали аналитики. Нескорректированные убытки — чуть больше $4 на акцию.
Доходность компании на акцию.
В деньгах это, соответственно, 513 и 675 млн долларов. Особо интересен факт, что это очередной (и уверен) не последний рекорд по величине квартальных убытков.
Нужно учитывать, что Тесла записала себе в плюс 180 миллионов продаж ZEV кредитов. Это форма зеленого «налога», который Тесла крадет из кармана других автопроизводителей. Без этой суммы убыток был бы около 850 млн долларов.
Общий убыток за год — 2,24 млрд долларов, что значительно больше, чем убыток в 772 млн долларов в 2016 году.
Во-вторых, Тесла по-прежнему располагает большим объемом наличных средств. Остатки кэша на конец четвертого квартала — 3,4 млрд долларов. И, кстати, кэш уменьшился всего примерно на 270 млн за квартал. Это произошло за счет некоторых разовых операций, таких как сбор дополнительных депозитов, распродажа складских остатков, задержка платежей поставщикам. Так как в следующем квартале такое повторить не удастся, то, по всей видимости, сжигание кэша произойдет с темпом на 300-500 млн выше суммы квартальных убытков;
Суммарная накопленная величина кэш-потока компании.
В-третьих, общая сумма долгосрочных долгов на конец года достигла 9,5 млрд долларов. Тут нужно учитывать, что Маск уже несколько раз «возвращал» деньги заимодавцам путем конвертации их займов в акции. Эти деньги уже учитываются не в долгах, а в «капитале» компании.
Накопленная задолженность компании.
Кроме этого, сумма краткосрочных долгов (включая депозиты) составляет около 7,5 млрд долларов.
В-четвертых, депозиты покупателей достигли 853 млн долларов, увеличившись всего на 198 млн долларов. Это очень мало, так как только депозиты от «фаундейш-серии» нового родстера могли бы принести дополнительно 250 млн долларов, а ведь есть еще и депозиты на грузовик.
Депозиты компании.
В-пятых, Маск сообщил, что совокупные продажи моделей S и X в 2018 году составят не более 100 000 штук, то есть меньше, чем в 2017 году. Причина: нехватка батареек старого форм-фактора.
Компания, несмотря на рост выручки, показывает все большую и большую убыточность. Зная об обманчивости такого показателя, как тесловская маржинальная прибыль, это не должно удивлять. При минимальной реальной прибыльности и максимальных иных расходах убытки компании могут только возрастать.
На пресс-конференции, прошедшей в день выпуска отчетности, Илон Маск рассказывал о чем угодно, но только не о реальных темпах производства. Причем он ушел от ответа даже на прямой вопрос об этом, заданный ему представителем Дойче банка.
По мере того как шел к завершению второй квартал, данные для Маска и Теслы выходили все более и более неприятные. В мейнстрим-средствах массовой дезинформации широко разнесли историю о том, что проблемы со сборкой связаны с некачественными комплектующими, которые они производят, 40% комплектующих приходится отсортировывать и переделывать. Продажи старых моделей, несмотря на сильные результаты конца марта, не достигнут результатов четвертого квартала.
Tesla — одна из самых противоречивых компаний мира. Пожалуй, не существует другой фирмы, имеющей такое, почти божественное, поклонение одних и такую искреннюю и безвозмездную ненависть — других. Я не буду подробно описывать историю развития компании, во-первых, она во многом легендарная и мифологизированная, а во-вторых, ее и так все в общих чертах знают.
Высшей точкой развития Tesla можно считать захламление просторов космоса одной старой машиной модели Roadster. Это, безусловно, уникальное достижение, и ни одна другая автокомпания мира его никогда не повторит.
Tesla развивалась на волне «зеленой религии» на Западе. В этом смысле можно сказать, что истерия вокруг компании является родственной истерии вокруг альтернативной энергетики. Точнее, появление этой компании стало неожиданным побочным следствием создания «зеленой религии», которое требовалось для обоснования развития альтернативной энергетики.
В какой-то момент среди богатых калифорнийских фриков и в целом прогрессивных американцев стало модно бороться с углекислым газом, в том числе отказываясь от пользования машиной с двигателем внутреннего сгорания. Отчасти эту моду Илон Маск (глава Tesla) оседлал, отчасти он ее создал. И надо отдать ему должное, он — гений по разводу населения. Убедить людей, что нужно купить машину за 100 000 долларов с характеристиками как у машины за 50 000 — это сложнее, чем убедить людей купить телефон за 1000 долларов с характеристиками телефона за 500 долларов.
С 2012 года (сначала с моделью S, затем с моделью X) Маск вышел на относительно массовый рынок дорогих машин. Нужно отметить, что за всю историю своего существования Tesla показала (каким-то чудом) один прибыльный квартал. В остальном компания раз за разом нарушала свои планы, свои обязательства и свои прогнозы и раз за разом увеличивала как сумму накопленных убытков, так и темпы их увеличения. Каждый год, после того как оказывалось, что в очередной раз чуда не произошло, и компания, несмотря на выпуск родстера, затем несмотря на выпуск S, а после и на выпуск X, работает в убыток, Маск, как в казино, удваивал ставку и давал новое грандиозное обещание перемоги, в сравнении с которыми достигнутая зрада казалась мелкой и незначительной. Но, как известно, в казино эта стратегия не работает, так как довольно быстро игрок упирается или в пределы наличности, или в пределы разрешенной игры казино.
В реальной жизни эта стратегия также работает только до определенных пределов. В 2014-2016 годах Маск расписал картину красочных Нью-Васюков, основанных на перспективе выхода компании Тесла на действительно массовый сегмент рынка с продажами в миллионы штук автомобилей в год. И продуктом, который мог бы позволить компании добиться этих впечатляющих результатов, должна была стать Model 3. Широкими мазками Илон Маск описывал, как в середине 2017 года начнется продажа дешевого электромобиля с ценой в 35 000 долларов, как к концу года компания выйдет на объемы в 5000 штук в неделю. И как в 2018 году будет продано полмиллиона этих автомобилей с умопомрачительной маржинальной прибылью. Все это подавалось еще и под соусом «полного автопилота», который программным путем поступит на все ранее проданные машины компании в 2019 году.
Фанаты были в восторге и просто толпой ломились, чтобы отдать свою тысячу долларов и встать в очередь на получение вожделенного автомобиля. За первый день поступило 180 000 заявок, а всего было собрано около полумиллиона предзаказов.
Фанаты Тесла стоят в длинных очередях, чтобы сделать предзаказ на новую Теслу. 31 марта 2016 года.
Вот как писал один восторженный американский комментатор:
«В Китае полтора миллиарда жителей, в Индии миллиард жителей, скоро они все будут ездить на электромобилях. Вы только представьте себе, какой будет прибыль Тесла, когда она захватит 60% этого рынка».
Ну, разумеется, так думали не только безмозглые американские мажоры. Об этом писали прикормленные журналисты, о том же говорили «аналитики» рейтинговых агентств, так же, как и масса зависимых и независимых финансовых аналитиков и трейдеров. На волне этой истерии и, разумеется, подпитываясь безудержной работой долларового принтера, капитализация Теслы взлетела до $50-60 млрд. Для понимания контекста: это больше, чем капитализация компании Ford. Давайте посмотрим, какой логикой руководствовались при этом инвесторы:
«Часто называют абсурдом то, что Тесла имеет капитализацию больше, чем Форд (F). На первый взгляд, этот аргумент имеет смысл, поскольку Тесла продала около 100 000 автомобилей в 2017 году, в то время как Форд продал 6,6 миллиона. Более того, Тесла получила всего 11,7 млрд долларов выручки, а Форд — около 145 млрд. Наконец, Тесла имеет убытки почти 2 млрд долларов, в то время как Форд сообщил о чистой прибыли около 7,6 млрд долларов.
Давайте посмотрим на ситуацию с несколько иной точки зрения. Средняя продажная цена Форд для автомобиля составляла всего 22 000 долларов США в 2017 году. У компании была валовая маржа в размере 10%, а рентабельность около 5%, это указывает на то, что компания зарабатывает около 1100 долларов на одно транспортное средство.
Мы знаем, что в среднесрочной перспективе Тесла планирует получать валовую маржу в размере 25% по Model 3. Со средней продажной ценой около 47 500 долларов на одно транспортное средство Тесла будет иметь валовую прибыль в размере около 11 875 долларов за автомобиль в сравнении с 2200 долларов у Форда. Более того, если мы предположим, что Тесла может получить чистый доход около 12,5% (половина его валовой прибыли на одно транспортное средство), компания будет зарабатывать около 6000 долларов на каждой Model 3, или более чем в пять раз больше, чем Форд. Это означает, что Тесла может заработать почти столько же, сколько Форд, просто продавая миллион Model 3 в год».
Разумеется, тут крайне интересно, что, говоря о компании Форд, «аналитик» опирается на достигнутые результаты, а говоря о компании Тесла, он ориентируется не просто на воздушные замки, а на откровенно лживую информацию о показателях и предполагаемых объемах продаж. Тут есть один очень важный вопрос, на который стоит обратить внимание. Это вопрос о креативной маржинальной прибыли компании Тесла.
Креативная бухгалтерия компании Тесла.
Как известно, предметом особой гордости теслофилов является высокая маржинальная прибыль автомобильного подразделения компании. Им доставляет неимоверное удовольствие, небрежно потыкав пальцем в маржинальную прибыль в размере 25% (предполагаемую), перемножить ее на 20 млрд выручки (предполагаемой) и надменно спросить: неужели ты не понимаешь, что у компании вот-вот скоро будет пять (!) миллиардов прибыли?
Лично у меня, правда, возникает когнитивный диссонанс, как же могут одновременно существовать столь высокая маржинальная прибыль и столь высокие убытки компании?
Внимательное изучение ситуации позволяет предположить, что убытки у компании Тесла настоящие, а маржинальная прибыль — фейковая. Давайте посмотрим, как именно Маск со своим коллективом креаклов творит красивую бухгалтерию.
«Дилерские сети» и «дилерские скидки»
Весьма большой эффект для значения маржинальной прибыли дает наличие собственной сбытовой («дилерской») сети и креативный учет связанных с этим расходов.
Давайте сначала сравним две модели ведения бизнеса:
* Реальные автопроизводители продают свои автомобили через сеть независимых дилерских центров;
* Автомастерская для фриков реализует свои автомобили через прямые продажи и сеть собственных дилерских центров (они могут иметь другие названия и урезанные функции, но суть та же).
На чем зарабатывают дилерские сети автопроизводителей?
* На скидке от автоконцерна, обычно 10% от цены автомобиля;
* На гарантийном ремонте;
* На перепродаже б/у автомобилей;
* На завышенных ценах на сервис и ремонт.
Завышенные цены на сервис и ремонт — это, конечно, плохо. Но это часть правил игры, и это то, что позволяет работать дилерским сетям в прибыль. Если мы уберем или резко сократим эту позицию, то работа дилерского центра сразу становится убыточной.
Как нам неоднократно объясняли теслофилы, электромобиль от Теслы настолько прост, что там нечему ломаться и почти ничего не требует техобслуживания, поэтому дилерские центры не хотят связываться с убыточной для них машиной. (Простота конструкции, правда, легко компенсируется низким качеством сборки, ну да бог с этим, отбросим пока этот вопрос как несущественный.)
Прекрасно, что у нас получается? Существуют сети автодилеров нормальных автоконцернов, которые являются центрами генерации прибыли, по крайней мере, для своих хозяев. И существует собственная сеть Теслы, которая за неимением больших оборотов по техобслуживанию является убыточной и висит на балансе самой компании.
Если, скажем, Форд увеличит на 10% сеть своих автодилеров, то он поднимет продажи на 7-10% и практически не увеличит расходы. Каждый следующий дилерский центр повышает потенциальную доходность и прибыль компании, одновременно являясь успешным (в массе) бизнесом для своего хозяина.
Если Тесла расширит на 10% свою сбытовую сеть, то она повысит продажи на 7-10% и одновременно на 10% увеличит свои капитальные вложения в сбытовую сеть, увеличит свои текущие расходы на сбытовую сеть и, как следствие, увеличит общую убыточность своей «дилерской сети».
Даже если принять за факт, что расходы Теслы на свою сеть меньше, то как минимум 3-4% от общего объема выручки должно быть вычтено из маржинальной прибыли для отражения «дилерской скидки» и приведения показателя к общему для всех производителей автомобилей виду.
Бесплатная зарядка.
Тесла предлагает бесплатную пожизненную зарядку для покупателей моделей S и X на собственной сети зарядок. Это прекрасно и очень гуманно с их стороны, но часть фактических расходов, связанных с этим, они должны были минусовать из маржинальной прибыли.
По аналогии Форд мог бы продавать автомобиль за 40 000 долларов, с бесплатной 10-летней заправкой, и рассказывать журналистам, что их маржинальная прибыль равна 50%, хотя по факту она будет стремиться к нулю.
Наука и разработка.
Большинство автопроизводителей часть затрат на «науку и разработку» (R&D — Research & Development) вычитают из маржинальной прибыли — как правило, те расходы, которые можно объективно привязать к определенной машине (например, разработку модели или расходы на рестайлинг).
В Тесле этого не делают и тем самым завышает свою маржинальную прибыль, если сравнивать с маржой реальных автопроизводителей.
Лизинг.
За счет особенностей учета лизинговых сделок компания отражает значительно завышенную маржинальную прибыль по сданным в лизинг машинам. По окончании периода лизинга это выравнивается за счет списания убытков, тем самым итоговые значения прибыльности компании остаются верными. Но это делается уже помимо графы «маржинальная прибыль», и, следовательно, это значение искажается.
Величина искажения довольно существенная, это можно видеть на следующем графике:
Влияние лизинга на отражение в учете маржинальной прибыли.
Безусловно, это только некоторые из методов, с помощью которых Тесла массажирует свою отчетность и «обманывает» инвесторов. Слово обман я беру в кавычки, так как понятно, что никто из руководства компании не утверждает прямо, что маржинальная прибыль Теслы выше, чем у конкурентов. Они просто показывают искаженные показатели, рассчитанные по собственной уникальной методике, и предоставляют возможность инвесторам и аналитикам обманывать себя. Подсчитать точно, насколько завышает Маск свою маржинальную прибыль, невозможно, не проводя аудит компании, но на следующем графике мы можем посмотреть консервативный вариант расчета (максимально благоприятный для Маска).
Консервативный вариант расчета маржинальной прибыли Теслы, рассчитанный с корректировкой на общепринятые методики.
Некоторые аналитики предлагают более негативные для Теслы варианты расчета, при которых маржинальная прибыль отрицательная почти во все периоды.
Можно спорить, нулевая у Теслы маржа или все-таки ближе к десяти процентам, но очевидно, что у Теслы никогда не было, нет и никогда не будет маржинальной прибыли в размере 25%, если мы говорим о сравнении с Фордом. Использовать важный показатель с таким же названием, но рассчитанный по совершенно другой методике, это вполне креативно и инновационно.
Опять же, чтобы показать, что это не один восторженный идиот, изображающий из себя аналитика, а внедряемая в определенные круги точка зрения, я приведу выдержку из обоснования, сделанного рейтинговым агентством Moody’s при присвоении рейтинга B2 прошлогоднему выпуску облигаций компании Тесла на сумму 1,8 млрд долларов.
«Рейтинг B2 CFR отражает ожидания Moody's о том, что запуск, объемы производства и принятие рынком Модели 3 будут достаточно успешными, чтобы достичь объема примерно в 300 000 продаж в течение 2018 года (годовой объем продаж в среднем составляет около 5500 в неделю) с валовой маржой приблизительно 25%».
Примерно такие ожидания были господствующими на середину прошлого года. Вот-вот должен был начаться массовый выпуск Модели 3, количество заказов — полмиллиона, маржинальная прибыль — 25%. Форд и Дженерал Моторс нервно курят в сторонке, намереваясь заворачиваться в простыни и ползти в сторону кладбища. Акции летят в космос и за пять лет выросли в цене на 750%. «Смелые инвесторы» на полном серьезе ожидают такого же роста и в следующие пять лет.
Проблемы с запуском в производство Model 3.
Первая трещина в фарфоровой композиции «Илон и восторженные хомячки» возникла в октябре 2017 года. Оказалось, что Маск безосновательно попутал реальную жизнь и компьютерную игру. После нажатия им на кнопку «начать выпуск продукции» ничего не изменилось, выпуск продукции не начался и за третий квартал собрали лишь пару сотен машин. В прессе появилась информация, что хваленая автоматизация не работает, машину собирают вручную, квалифицированных работников нет и так далее. Начался так называемый «продакшн Хелл» (С)...
Маск, не сильно, видимо, огорчаясь, объяснил, что планы чутка сдвигаются, две с половиной будет в конце года и пять тысяч в конце первого квартала. Пришел и прошел декабрь. Оказалось, максимум, которого Маск и Tesla смогли достичь — это темпы производства около 500 Model 3 в неделю. Это, правда, не помешало в начале января сделать следующее заявление:
«В течение четвертого квартала мы достигли значительного прогресса в решении проблем, связанных с производством Модель 3, и наша производительность значительно выросла к концу квартала. За последние семь рабочих дней в квартале мы сделали 793 автомобиля Модель 3, и в последние несколько дней мы достигли производительности на каждой из наших производственных линий, которая экстраполируется до более 1000 Model 3 в неделю».
И далее:
«Мы каждый день увеличиваем темпы производства и планируем выйти на уровень 2500 шт. в неделю к концу первого квартала и 5000 — к концу полугодия».
Что характерно, на момент выпуска данного сообщения темпы сборки уже вернулись на 500 штук в неделю, и компания прекрасно понимала, что она публикует откровенную ложь. Вскоре наступило время для квартальной отчетности, и пошли новые трещины в красивой сказке.
Ужасающие финансовые результаты четвертого квартала.
Во-первых, Тесла действительно продемонстрировала результаты лучше, чем ожидалось, но исключительно потому, что аналитики предсказывали совершенно ужасные результаты, а Тесла показала убытки на несколько центов (на акцию) меньше. Убытки (скорректированные на разовые операции) получились $3,04 на акцию, а не $3,10-3,20, как предполагали аналитики. Нескорректированные убытки — чуть больше $4 на акцию.
Доходность компании на акцию.
В деньгах это, соответственно, 513 и 675 млн долларов. Особо интересен факт, что это очередной (и уверен) не последний рекорд по величине квартальных убытков.
Нужно учитывать, что Тесла записала себе в плюс 180 миллионов продаж ZEV кредитов. Это форма зеленого «налога», который Тесла крадет из кармана других автопроизводителей. Без этой суммы убыток был бы около 850 млн долларов.
Общий убыток за год — 2,24 млрд долларов, что значительно больше, чем убыток в 772 млн долларов в 2016 году.
Во-вторых, Тесла по-прежнему располагает большим объемом наличных средств. Остатки кэша на конец четвертого квартала — 3,4 млрд долларов. И, кстати, кэш уменьшился всего примерно на 270 млн за квартал. Это произошло за счет некоторых разовых операций, таких как сбор дополнительных депозитов, распродажа складских остатков, задержка платежей поставщикам. Так как в следующем квартале такое повторить не удастся, то, по всей видимости, сжигание кэша произойдет с темпом на 300-500 млн выше суммы квартальных убытков;
Суммарная накопленная величина кэш-потока компании.
В-третьих, общая сумма долгосрочных долгов на конец года достигла 9,5 млрд долларов. Тут нужно учитывать, что Маск уже несколько раз «возвращал» деньги заимодавцам путем конвертации их займов в акции. Эти деньги уже учитываются не в долгах, а в «капитале» компании.
Накопленная задолженность компании.
Кроме этого, сумма краткосрочных долгов (включая депозиты) составляет около 7,5 млрд долларов.
В-четвертых, депозиты покупателей достигли 853 млн долларов, увеличившись всего на 198 млн долларов. Это очень мало, так как только депозиты от «фаундейш-серии» нового родстера могли бы принести дополнительно 250 млн долларов, а ведь есть еще и депозиты на грузовик.
Депозиты компании.
В-пятых, Маск сообщил, что совокупные продажи моделей S и X в 2018 году составят не более 100 000 штук, то есть меньше, чем в 2017 году. Причина: нехватка батареек старого форм-фактора.
Компания, несмотря на рост выручки, показывает все большую и большую убыточность. Зная об обманчивости такого показателя, как тесловская маржинальная прибыль, это не должно удивлять. При минимальной реальной прибыльности и максимальных иных расходах убытки компании могут только возрастать.
На пресс-конференции, прошедшей в день выпуска отчетности, Илон Маск рассказывал о чем угодно, но только не о реальных темпах производства. Причем он ушел от ответа даже на прямой вопрос об этом, заданный ему представителем Дойче банка.
По мере того как шел к завершению второй квартал, данные для Маска и Теслы выходили все более и более неприятные. В мейнстрим-средствах массовой дезинформации широко разнесли историю о том, что проблемы со сборкой связаны с некачественными комплектующими, которые они производят, 40% комплектующих приходится отсортировывать и переделывать. Продажи старых моделей, несмотря на сильные результаты конца марта, не достигнут результатов четвертого квартала.