Сообщество Божественный Космос
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

.


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Мифология: О пахтании океана в сравнительном контексте

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Mataji

Mataji
Миф о пахтании океана в сравнительном контексте
Взято с форума indoman-info.

NataRaniУ Олега Гуцуляка, кандидата философских наук, наряду со многими другими исторически-мифологическими исследованиями есть статья 2016 года – «Миф о пахтании океана в сравнительном контексте». Она содержит сведения на тему мифов о пахтании океана у различных народов мира. Статья необыкновенно интересна, обширна и богата историческими источниками. Можно почитать здесь: http://www.proza.ru/2016/11/20/211
Мифология:  О пахтании океана в сравнительном контексте 18886_83dcfbe30dfe9c5dff600ddd16178d78
Приведу цитату из данной статьи, касающуюся именно индийской мифологии:

«В индоарийской мифологии есть зафиксированный в «Махабхарате» (кн. 1 «Адипарва», «Сказание об Астике», гл. 15-16), «Рамаяне» (1.45) и «Пуранах» («Бхагават-пурана» VIII. 6-12; «Агни-пурана» 3; «Вишну-пурана» 1, 9; «Матсья-пурана» 241) сюжет о «Пахтании Молочного океана» двумя классами божеств – дэвами и асурами для получения в результате этого напитка бессмертия – Амриты. 

В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, величественная гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а гигантский змей Васуки – в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры – за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине. Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда (калакута; халахала), который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. 

Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»). В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами: Шри Лакшми (богиня любви), Каустубха (волшебный божественный драгоценный камень, находящийся во владении бога Вишну и украшающий его грудь), Париджата (небесное дерево с цветками), Варуни (богиня вина), Чандра (луна, которую Махадева уменьшил и укрепил у себя на лбу), Камадхену (чудесная корова, исполняющая желания владельца), Калпаврикша (волшебное дерево желаний), Айравата (белый слон, вахана бога Индры), Рамбха и апсары (нимфы, возлюбленные гандхарвов), Уччахйшравас (белый конь Индры), Шаранга (лук и стрелы Вишну), Шанкха (морская раковина-труба). 

Наконец, из океана явился бог врачевания Дханвантарис горшком небесного нектара бессмертия Амриты: «… Затем, о царь, когда сыновья Кашьяпы – демоны и полубоги – снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело – темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношении» (Бхагавата-пурана, песня 8, глава 8, стихи 31-33).

Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания им. При этом на землю пролилось по капле амриты в четырех местах – Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине там (особенно в Аллахабаде, бывшей Праяге, у слияния рек Ганг, Ямуна и невидимой Сарасвати) раз в двенадцать лет там в январе проводится фестиваль Кумбха-мела («Праздник кувшина»), а каждые 144 года – «Великая Кумбха-мела». Но, в конце концов, асуры одержали верх над дэвами и забрали всю Амриту себе. 

Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини – девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них Амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска Сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая, таким образом, солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами».
Мифология:  О пахтании океана в сравнительном контексте 18886_e0006688b889117ee47ae40325d50463
В сериале «Бог Богов Махадев» можете посмотреть вновь, если хотите, серию 261  - пахтанье и испитие яда.   http://mir-ved.ru/bog-bogov-mahadev-250-299.html

Серия 40.   После испития яда Махадевом асуры и дэвы вновь принимаются за пахтанье и извлекают долгожданную чашу с амритой. Её держит в руках Дханвантари – аватар Бога Вишну, божественный лекарь, основоположник Аюрведы. Девам и асурам предлагается решить самим, кому достанется амрита. И вот когда они уже (на словах) договорились разделить амриту поровну, двое асуров похищают эту чашу. Вдогонку беглецам Нараяна посылает Гаруду, который возвращает чашу на место. И тут наш хитроумный мальчик снова «берёт быка за рога» и вытягивает из матери обещание, что чаша с амритой достанется «его роду». Нараяна вручает чашу асурам, уходящим с ней в Патала-Локу. 
Но сам тут же принимает форму Мохини, чарующе прекрасной танцовщицы, которая «в темпе вальса» забирает чашу у зачарованных её красотой и танцем асуров. Шукрачарья при этом погружён в плотную иллюзию (якобы асуры пьют амриту из чаши), а Андхаку вообще выгоняют из зала как несовершеннолетнего (смотреть танец Мохини допущены только 18+).

Парвати считает, что её обещание сыну было нарушено Нараяной, но Шива её успокаивает, что всё сделано в соответствии с её обещанием, поскольку благословение «дать амриту его роду» выполнено: ведь Андхака является шиванчем (частицей Шивы), а значит, дэвом. 



Мифология:  О пахтании океана в сравнительном контексте 18886_c1e5888ccd6815d76f4f3636b8488c95
Мохини начинает поить выстроившихся дэвов амритой.  Но среди них затесался замаскировавшийся шпион асуров – демон Сварбхану (санскр. Svarbh â nu), и он выпивает амриту. Правда, его тут же разоблачают, и Нараяна отсекает ему голову. Его части тела остаются бессмертными, хотя и никогда не соединяются в одно. Позднее в мифах эти части назовут Раху (санскр. Ràhu, "хвататель", голова дракона, восходящий лунный узел) и Кету (санскр. Ketu,  хвост дракона, нисходящий лунный узел).

Mataji

Mataji
Миф о пахтании океана в сравнительном контексте

Спойлер:
продолжение можно прочесть, перейдя по ссылке
http://www.proza.ru/2016/11/20/211
Рейтинг сообщения: 100% (1 голос)

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения

 

В верх страницы
= Подробно =
.