Отрывок из Агенды 1962г.
Мать беседует с Сатпремом
...Что ты подразумеваешь под тем, что нечто есть и одновременно его нет?
Существует нечто, и одновременно существует его противоположность. Ну, для нас не может быть "да" и "нет" в одно и то же время; но для Господа ПОСТОЯННО "да" и "нет" в одно и то же время!
То же самое относится и к нашему представлению о пространстве. "Я здесь", – мы говорим, – "поэтому вас здесь нет". Но я здесь и ты здесь и все здесь! (Мать смеется) Но ты не сможешь понять это, пока не выйдешь за пределы представления о пространстве и времени.
Это нечто, что можно почувствовать очень конкретно, если мы перестанем смотреть на вещи так, как мы обычно это делаем.
Многие из этих афоризмов были, несомненно, написаны в то время, когда высший разум внезапно поднялся в Сверхразум. Еще не было забыто, как выглядят вещи обычным образом, и теперь видно, как они выглядят супраментальным образом. И в результате возникает такая вещь, которая дает эту парадоксальную форму. Потому что одно не забыто, а другое уже воспринимается.
(долгое молчание)
Действительно, если ты внимательно посмотришь на вещи, то будешь вынужден заключить, что Господь разыгрывает грандиозную комедию для Себя, что Манифестация – это комедия, которую он разыгрывает с Собой и для Себя!
Он поставил Себя в роль зрителя и наблюдает за Собой. А чтобы смотреть на Себя, Он должен принять представление о пространстве и времени – иначе Он не смог бы смотреть на Себя! И немедленно разыгрывается вся комедия. Но это комедия и ничего больше!
А мы – марионетки, вот так! Вот почему мы воспринимаем это столь серьезно. Но как только мы перестаем быть марионетками, то осознаем, что это комедия.
Для некоторых людей это настоящая трагедия.
Да, потому что мы делаем из этого трагедию. МЫ делаем это трагедией.
Недавно я сосредотачивала на этом свое внимание. Я смотрела на разницу между аналогичными событиями в жизни человеческих существ и в жизни животных. Если мы ты отождествишься с животными, то легко увидишь, что они вовсе не воспринимают вещи трагически – за исключением тех, которые были в контакте с человеком. (Но тогда они не находятся в своем естественном состоянии; это переходное состояние, они – существа в переходном периоде от животного к человеку.) И, естественно, первая вещь, которую они перенимают у человека, это его дефекты – это всегда легче всего перенять! И тогда они сами делают себя несчастливыми... ради ничего.
Так много вещей, так много вещей... Человеческие существа сделали ужасную трагедию из смерти. И я видела, во всех этих недавних переживаниях, я видела, как множество, множество бедных человеческих существ разрушаются теми самыми людьми, которых они больше всего любили! Под тем предлогом, что они мертвы.
Люди устраивали им очень скверные времена.
Разрушались?
- Спойлер:
Да, сжигались. Или хоронились в ящике без воздуха и света – будучи ПОЛНОСТЬЮ СОЗНАТЕЛЬНЫМИ. И просто потому что они больше не могли выражать себя, люди объявляли, что они "умерли". Они просто не тратили время, заявляя об их смерти! Но они сознательны. Они сознательны. Вообрази кого-то, кто больше не может говорить или двигаться – согласно человеческим законам он "мертв". Он мертв, но он сознателен. Он сознателен, так что видит людей вокруг себя: некоторые из них рыдают, другие... если он хотя бы чуть-чуть ясновидящий, он также видит, что некоторые веселятся. И тогда он видит, как его кладут в ящик, как опускается крышка, запирая его: "Ах, теперь все кончено, они собираются предать меня земле!" Или же его берут туда [в крематорий] и тогда огонь в рот – когда он ПОЛНОСТЬЮ сознателен.
Недавно я переживала это. Я видела это. Прошлой или позапрошлой ночью, по крайней мере два часа я была в неком мире – тонком физическом мире – где живущие смешиваются с мертвыми без ощущения разницы, там совершенно нет разницы. Например, когда Мриду (старый повар Шри Ауробиндо, толстая как бочка) была в своем теле, обычно я видела ее по ночам, может быть, раз в год (возможно, и реже). Годами она просто не существовала в моем сознании... но после того, как она оставила свое тело, я вижу ее почти каждую ночь! Там она такая же, как и была прежде (жест охвата чего-то очень толстого), но больше не тревожащаяся, это все. Больше не беспокоящаяся. И там были как живые... что мы называем "живые" и "мертвые" – они были все вместе, ели вместе, гуляли вместе, развлекались вместе; и все в милом, спокойном свете – приятном, очень приятном. "Вот!", – подумала я, – "и люди проводят резкую границу, говоря`Теперь он умер'". Умер! И что в самом деле изумляет, это способ, каким они считают тело несознательным предметом, а тело все еще сознательно!
Тело рассматривается как предмет: "Что теперь! Давайте поскорее от него избавимся: какая досада, оно еще путается здесь под ногами." И даже те, кто наиболее опечален, не хотят видеть это; для них это слишком болезненно.
(молчание)
Где, где Ошибка? Где Ошибка?
В действительности нет такой вещи, как ошибка. Есть лишь вещи, которые кажутся невозможными, поскольку мы не знаем, что Господь являет все возможности и может делать все, что Он пожелает и как пожелает. Мы просто не можем пропустить это через свои головы: "Это может быть, а то – нет", – стоим мы на своем. Но это не верно! Все возможно, и только наша собственная глупость говорит, что нечто "не может быть".
Трудно сказать что-либо приемлемое для "Бюллетня".
(молчание)
Так что, ты видишь, что единственный, кто не обеспокоен – это тот, кто наблюдает за шоу, потому что он знает все, что произойдет. Он имеет абсолютное знание обо всем, обо всем, что происходит, произошло или произойдет – для него это все ОДНО присутствие. И затем есть актеры, бедные актеры, которые даже не очень хорошо знают свои роли. Они озабочены и мучатся, потому что их заставляют разыгрывать нечто, что они не знают. Я имела очень сильное ощущение этого: мы разыгрываем в комедии свои роли, но мы не знаем, что это за комедия, где она происходит, откуда она пришла и о чем она. Мы едва ли знаем, что нам надлежит делать в данный момент. И, практически ничего не зная, мы озабочены. Но когда вы знаете все, то уже не можете беспокоиться – вы улыбаетесь. Должно быть, Он очень развлекается, но для нас... И все же нам дается ПОЛНАЯ СИЛА развлекаться столь же много, как и Он.
Мы просто должны не стараться делать это.
Это нелегко!
Легко! Если это было бы легко, мы не уставали бы от этого!
Иногда действительно удивляешься, почему, почему эта жизнь столь трагична?
Но, прежде всего, если жизнь была бы вечным очарованием, то мы бы даже не ценили ее, потому что она была бы совершенно естественной – вот в чем дело: мы не ценили бы ее, потому что она была бы совершенно естественной. И ничто не говорит о том, что мы не стремились бы тогда изменить этот маленький гвалт! Мы могли бы.
Возможно, об этом говорит история о земном рае... Люди в этом раю имели спонтанное знание: они жили с тем же сознанием, что и животные, просто с тем, которого достаточно, чтобы получать маленькое удовольствие от жизни, ощущать радость жизни. Но затем они захотели узнать, почему и как и куда они направлялись и что им следует делать и т.д. – и так начались все беспокойства –... они устали быть умиротворенно счастливыми.
(молчание)
Я думаю, что Шри Ауробиндо хотел сказать, что ошибка является иллюзией подобно всему прочему, что нет такой вещи, как ошибка: наличествуют все возможности, и поскольку они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО присутствуют все вместе, то они часто – и НЕОБХОДИМО противоречивы. Противоречивы в своей видимости. Но то, что тебе следует сделать, это посмотреть на себя и спросить: "Что я называю ошибкой?". И если ты честно посмотришь и спросишь "Что я называю ошибкой?", то сразу же увидишь, как это глупо – нет ошибки, ты просто не можешь указать на нее пальцем.
Я не хочу говорить все это людям в "Бюллетне", мой дорогой – они сойдут с ума! Им нельзя давать вещи, которые они не смогут переварить.
Есть человек, которого я не хочу называть, который прочел книги Шри Ауробиндо и думал, что понял их. Он следовал йогической дисциплине (как бы там ни было, он "думал", что делал йогу)... и тянул на себя Силу. Сила отвечала... (Мать смеется). У него стала раскалываться голова! Он испугался и написал мне. Вот точные его слова: "Эта Сила есть Сила Господа" (что верно, совершенно верно), "и она обернулась страхом. Поэтому (Мать смеется) страх является главным искажением Господа." Вот так. Он прочел в книгах, что Господь стоит за всем, что нет ничего, чего не было бы в Господе; поэтому именно Господь исказился в Его манифестации, естественно... Сила Господа пришла, чтобы помочь ему и обернулась страхом, поэтому "главным искажением Господа является страх"!
Если ты прочтешь это, то скажешь, что он "слетел с катушек".
Да, рассуждая так, можно договориться до чего угодно!
Точно! Вот что происходит, когда ты даешь людям то, что они не могут понять и усвоить: это порождает несвязность в их мозгах.
https://aurobindo.ru/workings/ma/agenda_03/index.htm