Сообщество Божественный Космос
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

.


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Шри Ауробиндо "Беседы с Павитрой":Чтобы достичь глубокого состояния, нужно усилием воли останавливать мысли...

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Ramani

Ramani
Администратор
Шри Ауробиндо 
Беседы с Павитрой о технике медитации
(отрывок из книги)

Ш.А.: В нас существует некая недвижимая область, лежащая вне времени и пространства; она не участвует в игре эмоций и мыслей. Первоочередная задача состоит в том, чтобы сцентрировать сознание в этой области и удерживать его там: это и есть Мукти (санскр."освобождение"). В нас, по ту сторону нашей личности, обнаруживается Пуруша (хозяин, истинное Я?), атрибуты которого раскрываются постепенно, один за другим.

Сначала он проявляется как бесстрастный и неизменный свидетель действий и чувств.
Затем он становится распределителем санкций: он либо соглашается на то или иное движение Пракрити (природа), – желание, мысль или действие, – либо не дает на него согласия. Получив соответствующее указание, например, запрет участвовать в какой-то эмоции, существо отворачивается от нее, несмотря на то, что тяга к ней, возможно, еще достаточно сильна.
Затем Пуруша становится познающим, который содержит в себе знание. Это познание имеет несколько форм: наиболее низкая форма – интуиция, затем следует познание путем единения. В любом случае чувства больше не служат путем к знанию: последнее обретается непосредственно.

И, наконец, Пуруша раскрывается в качестве Ишвары (Владыка, божественное), Господа. Управляя и действуя посредством своих орудий, он окончательно "берет власть в свои руки".
Утверждение в этом осуществляется в два этапа.
Вначале соприкосновение с Пурушей остается ментальным – оно происходит в зоне духовного ума. Человек осознает свой ум, свои чувства и свое тело как не-себя. Он чувствует, что пребывает над ними, над пространственно-временной формой. Он обретает спокойствие и уверенность.

Для того, чтобы достичь глубокого состояния, прежде всего нужно (а вам в особенности) научиться останавливать мысли усилием воли. Сначала нужно мысленно (поскольку иначе пока нельзя) отделить себя от ума, посмотреть на него со стороны, изучить его. А когда ум отделен, остановка мысли уже не составляет труда. Это первый урок Йоги. Так, когда я беседую сейчас с вами, у меня нет мыслей. Я вижу, что меня окружает, но не думаю об этом (хотя в случае необходимости я могу обратиться за помощью к мысли). Когда я начал заниматься Йогой и встретил Лэлэ,* то попросил его помочь мне. Он приказал мне сесть рядом и практиковать это ментальное отделение. В течение трех дней я научился этому и убил мысли.
* Вишну Бхаскар Лэлэ, "временный Гуру", с которым Шри Ауробиндо был знаком в течение трех дней в декабре 1907 года. В конце третьего дня медитации Шри Ауробиндо постиг опыт Нирваны.

Того же можно достичь и другими путями, например, раскрывая себя вышнему импульсу с тем, чтобы "убийство мыслей" было совершено свыше, без личного усилия. Однако вам я советую первый метод. Пока вы не овладеете им, весь ваш опыт будет носить ментальный характер. Интуиция будет лишь фрагментарной, неточной и прерывистой. Нужно добиваться большего. Со временем сильное стремление вызывает (иногда резко) прорыв в сознание чего-то нового. Иногда это покой, нерушимый, как скала. Иногда свет, который, будучи ощутим почти физически, освещает все – и внутреннее и внешнее. Иногда – новое направление. В любом случае после невыразимого покоя приходит знание.

Затем все это спускается сверху вниз. Именно сверху вниз, а не так, как в тантризме, где движение начинается снизу, из низшей Чакры.
Итак, ваша первая задача – отделить себя от собственного ума, осознать его как нечто внешнее себе и занять позицию наблюдателя. Пустите мысли на самотек, но не давайте им увлечь себя. Проделывайте это во время медитации. Затем то, что освоили в медитации, переносите в повседневную жизнь.


Вторник, 22 декабря 1925
Павитра: Мне кажется, что в уме есть два уровня: нижний занят образами и формами, верхний – словами и идеями. А поверх этого лежит принцип понимания. Я легко могу отделиться от низшего ума. Если я вспоминаю идею или фразу, которую я только что сказал, то могу и их рассматривать со стороны. Но когда я рассуждаю, то являю одно целое с умом.
Ш.А.: Совершенно верно. Но есть еще нечто третье, – собственно ум, который отличается от порождаемых им форм и идей. Это принцип, пронизывающий все мироздание, – спокойный и прозрачный. Большинство людей, и вы в том числе, отождествляют себя с этим умом и его действиями: вы путаете ум и его действия. Нужно отделиться от Пракрити и признать себя в качестве Пуруши.
Метод, которому меня обучили, состоит в том, чтобы уничтожать мысли, как только они появляются, – просто фиксируя на них внимание.
Вы говорите, что засыпаете во время медитации; действительно, единственно известной обычному человеку формой ментальной тишины служит сон. Это – общеизвестное препятствие, и преодолевать его приходится всем. Поборите сон, как одну из привязанностей, исходящих от низшей природы. У вас есть для этого сила – сила Пуруши.
Тогда произойдет одно из двух: либо вы останетесь полностью сознательными, но с пустым умом, либо сохраните ту же сознательность, но уже не в состоянии бодрствования, то есть войдете в Самадхи. Итак, работа в этом направлении будет вашим первым шагом в Йоге.

Пятница, 25 декабря 1925
П.: Я обнаружил, что как только фиксирую внимание на своих мыслях, они исчезают. Уничтожить их – значит сосредоточиться на них и осознать их. Мне хорошо удается это в отношении слов, но не в отношении образов. В последнем случае единственное, чего я могу добиться, – это сознавать свое внимание к ним. Но ум не исчезает окончательно. Я чувствую его присутствие "за дверью". Иногда у меня такое ощущение, что я вот-вот потеряю сознание.
Ш.А.: Хорошо, однако вы все еще сознаете свое усилие уничтожить мысли. Это естественно, но со временем оно тоже исчезнет.
Что касается потери сознания, то ничего страшного в этом нет. Возможно, что в отличие от того, что с вами случилось в последний раз, вы действительно впадете в бессознательное состояние, о котором ничего не будете помнить. Нужно избегать этого и стремиться либо к бодрствованию без мыслей, либо к Самадхи.
П.: Вредит ли чтение? Я не чувствую в нем особой необходимости, а иногда умственная работа дается мне с трудом.

Ш.А.: Не следует навязывать себе ментальных правил. Поступайте согласно своим внутренним запросам. Само по себе чтение не вредно. 

Среда, 30 декабря 1925 года
П.: В отдельные моменты мне удается быть внимательным и пустым от мыслей. Но тогда ощущения обретают еще большую силу. Если мое внимание привлечено каким-либо шумом, я уже не могу от него отделаться, так как кроме него у меня нет другого объекта для сосредоточения.
Ш.А.: Прежде всего, не нужно пытаться отделиться от каждой мысли или ощущения; нужно просто относиться к ним как к внешним по отношению к вам. В уме есть две области: одна активная, а другая спокойная и внимательная, не затрагиваемая движениями природы. Вы должны помнить об этом различии. Вы слишком спешите, устраняя даже мысль "это не я". Пока что она должна служить вам инструментом в работе.
Оставайтесь наблюдателем своих мыслей и ощущений, сознавая при этом, что они вне вас и вас не затрагивают. В дальнейшем на вас низойдет высшее сознание – сознание Пуруши, – которое возьмет на себя руководство вашим умом.
Но никогда не боритесь с умом, ибо то, что вы отбрасываете, возвращается к вам с еще большей силой.
Бороться – значит вступить в область нескончаемых затруднений.

Понедельник, 4 января 1926
П.: Мне удалось удерживать сознание таким образом, чтобы оно оставалось бодрствующим, неподвижным и пребывающим в тишине. Но это состояние продолжается всего несколько мгновений. Случается, что в такие моменты мое сознание сцентрировано в точке, приблизительно соответствующей межбровному центру. Это упражнение очень утомляет мозг и задает работу трем центрам: межбровному, затылочному и центру солнечного сплетения.
Ш.А.: Со временем напряжение мозга исчезнет, поскольку вы перестанете прибегать к его помощи. Это промежуточное состояние. В определенный момент ваше сознание сцентрируется вне вашего физического тела – над головой, – затем оно развернется ("расцветет"), и вы осознаете его общность с другими центрами.
Горловой центр тут ни при чем, так как это центр не ментальный, а только вокальный. Большинство людей, которые пользуются эмоциональным умом, не поднимаются выше уровня солнечного сплетения.

П.: Когда сознаешь свое единство со всем, то становишься ли благодаря этому способным к отождествлению своего сознания с каким-либо другим центром сознания?
Ш.А.: Не сразу. Вначале вы ощутите свое единство с другими центрами сознания "в Тишине". То есть ощущаемое вами тождество будет трансцендентным. В дальнейшем вы сможете осуществлять это единение даже в проявленном действии (в игре сил). И тогда отождествление, о котором вы говорите, становится возможным.
П.: Я еще не умею отделять свое реальное существо от физического тела, хотя ментально и сознаю их независимость друг от друга. Смогу ли я придти к такому разделению?
Ш.А.: Это обязательно произойдет, и вы убедитесь в том, что ваше тело – инструмент, который вы можете откладывать в сторону. Первый аспект Мукти – осознание того, что вы свободны от своего тела.

П.: Подобным образом, несмотря на то, что я ментально борюсь с некоторыми несовершенствами, – например, желанием, чтобы тебя похвалили, обратили на тебя внимание и т.д., они все еще очень сильны во мне.
Ш.А.: Да, вы гораздо сложнее, чем вам представляется. Наступит момент, когда вы увидите свое внутреннее существо так же, как видите внешнее. Вы увидите, что в сознании у вас есть частица, которая одобряет и это движение природы. Ибо в вас существует нечто жаждущее похвалы, хотя ум и борется с этим желанием. Но ум может только сдерживать – изменить он ничего не может.
П.: Согласно моим представлениям, для того, чтобы это изменение – трансмутация – стало возможным, нужно достичь космического сознания или, как говорят алхимики, обрести "абсолютный растворитель". Становится ли после этого возможной трансмутация, преобразование низшей природы?
Ш.А.: Нет, этого недостаточно. Когда вы спуститесь с высоты вашего космического сознания, то обнаружите те же тенденции, которые опять могут быть вызваны к жизни. Но за имманентным аспектом абсолютной Силы, аспектом, который вы постигаете в опыте космического сознания, находится то, что можно назвать трансцендентным аспектом, аспектом творческим и безграничным. Он-то и служит растворителем, который уничтожает и создает. Преобразование станет возможным лишь тогда, когда витальный Пуруша, который дает согласие на данное движение природы, подчинится жизни более высокой.
В воплощенном сознании есть несколько уровней. В Упанишадах говорится о пяти Пурушах, связанных с пятью Кошами (оболочки, тела).

П.: Окончательно ли происходит слияние и утрата индивидуальности, когда душе удается бежать из мира форм и войти в Нирвану, погрузиться в Безмолвие?
Ш.А.: Действительно, утрата индивидуальности – это то, чего ищут многие. Однако в Гите сказано, что Абсолют, как Пуруша, имеет два аспекта: недвижимый и трансцендентный Пуруша, а также Пуруша действующий. Душа может достичь единства с первым Пурушей: Пракрити при этом исчезает и душа покидает явленный мир, который она рассматривала как обман, иллюзию или опасную ловушку. Но этого недостаточно, поскольку Абсолют включает также действующего, подвижного Пурушу, и душа должна, если она ищет всеобъемлющего единения, объединиться с божественным в явленном, подобно тому как она объединилась с ним в трансцендентном.
С другой стороны, когда говорится, что душа окончательно растворяется в Абсолюте, то это лишь условное выражение. Является ли подобное освобождение окончательным? Вряд ли.

Через наше посредство осуществляется тот аспект Абсолюта, который познает себя, любит себя и т.д. И в этом смысл явленности.
Рейтинг сообщения: 100% (голосов: 4)

Jeti


Большое спасибо за статью. Правда мне никогда не удавалось остановить поток мыслей усилием воли, по крайней мере надолго. И тогда я стала использовать метод замещения. Вспоминаю и повторяю про себя любимые стихи. Ну, например, Пушкина - Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит..., Багрицкого - И пепел Клааса стучится в сердце..., Бодлера - В один ненастный день, в тоске нечеловечьей, Не вынеся тягот, под скрежет якорей, мы всходим на корабль, и происходит встреча безмерности мечты с предельностью морей... Хотя в последнее время все чаще повторяю песню "На дальнем берегу" из фильма "Сармат" -  В доме моем, где пахнет хлебом и дымком из печи... Потрясающая песня в исполнении Аристарха Ливанова. Или музыка. Тут и сказать нечего. Прослушивание хорошей музыки в наушниках с закрытыми глазами уносит из этой надоевшей реальности напрочь, смывает ненужные мысли чистейшим потоком. И мой высший аспект тут как тут. Слушает и повторяет вместе со мной. Его присутствие довольно ощутимо для физического тела, оно вибрирует как труба, по которой идет под давлением мощный поток.
Рейтинг сообщения: 100% (1 голос)

Ramani

Ramani
Администратор
Джёти, огромное спасибо за отклик.
Я разместила только первые главы этой книги. 
Для меня важно, что Павитра француз. Именно в этом ценность комментариев Шри Ауробиндо, который в отличии от коренных индийцев, получил высшее английское образование и знаком с особенностями мышления европейца. Хотя русский менталитет тоже сильно отличается от западного.

Остановить мысли, пожалуй, главная человеческая проблема и задача и это самое сложное занятие. Нас именно таким образом изолировали от Источника.

Шри Ауробиндо в данном случае говорит, что нужно усилие Воли, а чуть ниже говорит, что с мыслями бороться безполезно и даже вредно... Наверное здесь имеется ввиду не силовое давление, а непреклонное постоянное намерение. Хорошо работает позиция отстраненного наблюдателя, свидетеля, что тоже не простая задача. 
Отвлечение - это да, очень выручает. Музыка, песни, стихи - вообще магия высшего уровня. Есть высказывание, не помню кого, что тот, кто пишет музыку, влияет на умы людей и создает будущее (это я своими словами). 
Силу слов положенных на ритм уже давно поняла на собственном опыте и что очень важно само содержание песен, оно должно было позитивным. Через них мы можем себя менять, они являются проводниками и инструментами сонастройки.
Также играет роль, кто их написал и в каком пребывал на тот момент настроении.

Именно поэтому у нас размещена тема:
РИФМОТЕРАПИЯ | ЛЕЧЕБНАЯ ТЕРАПИЯ ЗВУКАМИ | ИСЦЕЛЕНИЕ РАДОСТЬЮ
Также у нас на форуме есть хорошая статья  

Старославянское пестование младенцев

где много разных старославянских стишков. Когда мы потчуем ребеночка этими приговорками-пестушками, то устанавливаем ритм, включаемся  в общий энергетический поток земли.

Пение, слушание красивой музыки, природа, стихи утончаюти поднимают наши вибрации , освобождают ум и в итоге создают наше будущее.

А я живу с мантрами, они помогают сосредоточению и позитивному настрою. 
Мантра- (да вы наверное знаете, ведь ваш ник Джёти - огонь, пламя на санскрите) то, что успокаивает и устраняет низший ум манас
Рейтинг сообщения: 100% (1 голос)

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения

 

В верх страницы
= Подробно =
.