12 ноября 2021 года в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Правительством было внесено два законопроекта: № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"» и № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"».
Согласно положениям данных законопроектов, в непродовольственные магазины, заведения общественного питания, в воздушный и железнодорожный транспорт и на массовые мероприятия будут допускаться только граждане, имеющие при себе документацию определённого образца, содержащую двухмерный штриховой код (QR-код) и свидетельствующую либо о пройденном курсе вакцинации, либо о перенесённом заболевании, либо о наличии противопоказаний к вакцинации. Регионы также получат право вводить подобные ограничения в других сферах.
Мы, нижеподписавшиеся граждане России, требуем отклонить данные законопроекты как противоречащие основным гарантиям прав и свобод человека и гражданина, гарантированных нам Конституцией Российской Федерации (отменить, если на момент рассмотрения этой инициативы они уже приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом и вступили в силу).
ОБОСНОВАНИЕ
1. Одним из основных положений, которые гарантируются нам Конституцией, является ч. 2 ст. 19: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Мы убеждены, что принимаемые законопроекты нарушают конституционный принцип всеобщего равенства и фактически создают неравное правовое положение для разных групп граждан, при котором одни граждане смогут пользоваться всеми правами без лишений и ограничений, а другие – нет.
2. Согласно ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», любое медицинское вмешательство, включая вакцинацию, проводится только с добровольного информированного согласия пациента.
У каждого человека есть право отказаться от медицинского вмешательства (ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), в том числе от вакцинации (абз. 8 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Мы считаем неконституционным и незаконным со стороны государства ставить возможность реализации фундаментальных прав и свобод в зависимость от добровольного выбора и использования законного права на отказ от медицинского вмешательства.
Гарантии всеобщего равенства, которые даёт нам ч. 2. ст. 19 Конституции, являются безусловными и всеобъемлющими. Ни Конституция, ни международное, ни внутреннее законодательство не предусматривают случаев, когда принцип всеобщего равенства может быть умалён или поставлен в зависимость от каких-либо внешних либо внутренних обстоятельств, включая собственный осознанный выбор человека, основанный на действующем законодательстве.
3. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основополагающим принципом здесь является принцип соразмерности вводимых ограничений и потенциальной пользы от них. Согласно п. 1.1 Информации «Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов)», одобренной решением Конституционного Суда от 17.12.2020, критерий соразмерности предполагает отсутствие альтернативных средств, с помощью которых преследуемая цель могла бы быть достигнута с аналогичными результатами, но с меньшими ограничениями прав.
Согласно абз. 4 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 30.10.2003 N 15-П, ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными целям таких ограничений. Законодатель не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания.
Мы убеждены, что в случае принятия данных законопроектов часть граждан будет напрямую лишена возможности пользоваться некоторыми конституционными правами, что фактически приведёт к умалению и утрате реального содержания таких прав. Что, в свою очередь, напрямую запрещено ч. 2 ст. 19 Конституции.
Конституционный Суд в Постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П указывал, что необходимость защиты жизни и здоровья граждан приводит к необходимости принимать акты, ограничивающие права и свободы человека только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям.
На наш взгляд, вводимые меры являются нарушением конституционных положений, по своей природе не соответствуют объективной необходимости и потенциальной пользе от их введения. Более того, введение подобных ограничений является опасным правовым прецедентом, когда часть граждан ограничивается в правах «во благо высшей цели», а другая часть граждан, сделавшая заранее определённый и «одобренный» государством выбор, никак не ограничивается в правах и сможет вести полноценную жизнь.
4. Вводимые ограничения также предоставляют новые полномочия хозяйствующим субъектам и организаторам массовых мероприятий. Законопроекты подразумевают, что при посещении организаций или мероприятий, где введены ограничения, гражданин обязан предъявить документацию установленного образца, содержащую сведения о состоянии здоровья, перенесённых заболеваниях, пройденных курсах вакцинации, наличии хронических заболеваний и других противопоказаний.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее N 323-ФЗ), сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Отсюда следует вывод, что сведения о перенесённой болезни, пройдённом курсе вакцинации или наличии противопоказаний являются врачебной тайной.
Согласно ч. 2 ст. 13 N 323-ФЗ, разглашение врачебной тайны другим гражданам допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Рассматриваемые законопроекты не предусматривают порядка получения у гражданина письменного согласия при каждой необходимости предъявить документацию установленного образца. Следует вывод, что проверяющие лица будут получать доступ к врачебной тайне без согласия гражданина.
В ч. 4 ст. 13 N 323-ФЗ есть закрытый исчерпывающий перечень случаев, когда допускается распространение сведений, содержащих врачебную тайну, без согласия гражданина. Данные положения не позволяют проверяющим лицам, которые являются представителями хозяйствующего субъекта или организатора мероприятия, получать без согласия гражданина сведения, составляющие врачебную тайну.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Мы считаем, что передача подобных полномочий бизнесу недопустима, поскольку противоречит действующему законодательству о персональных данных и врачебной тайне, положениям ГК о публичном договоре и законодательству о конкуренции.
Мы также твёрдо убеждены, что принятие рассматриваемых законопроектов приведёт к значительному росту политической напряженности и социальной неудовлетворённости в обществе, из без того крайне уставшем от вводимых ограничений.
21 451 человек подписали. Следующая цель: 25 000
Когда эта петиция соберет 25 000 подписей, она вероятнее всего станет одной из наиболее подписываемых на Change.org на данный момент!