В центральной части озера Байкал, на его западном берегу и напротив самого широкого места, расположен мыс Рытый.
Здесь нет никаких поселений. Одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо. До этого места не доходят никакие автомобильные дороги и нет даже тропы по побережью. Стоит добавить, что мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы высадиться здесь на берег, нужно специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории, в сочетании с местными запретами посещать это место, сделали свое дело — только редкие одиночки осмеливаются заходить вглубь ущелья.
Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много зловещих и загадочных историй, связанных с этой местностью. Заинтригованный услышанными ранее рассказами о феноменах этого мыса, я решил подробнее расспросить об этом местных жителей и сходить вглубь ущелья — в «запретную для посещений территорию». Рассказ об автомобильном ночном перегоне по побережью Малого моря до Южного кордона заповедника, откуда катером мы добрались до мыса Рытый, я пропускаю и перехожу к тому, что собственно удалось узнать о самом мысе.
Аномальные зоны
Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии это — Агарти, «запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби». У тантристов Тибета — загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Памире — широко известная своими светящими НЛО «памирская» аномальная зона. На Урале — Пермский треугольник. На Байкале подобной запретной для посещений людьми зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так и эвенками и тунгусами.
Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд с легендарной Шаман-скалой (мыс Бурхан) на Ольхоне, по древнему преданию считавшейся призрачным дворцом для самого главного и старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев, спустившихся в незапамятные времена на землю вершить суд над людьми. Стоит особо подчеркнуть, что мифологическая значимость мыса Рытый для непосвященных сегодня менее известна, чем, например, знаменитый мыс Бурхан на Ольхоне, но территория мыса Рытый остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом ни один из местных жителей не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться в этом месте на берег.
С тоскливым чувством подстерегающей нас опасности, поздно вечером, мы высадились на пустынный берег мыса. Катер, не задерживаясь, спешно отчалил от запретного берега. Перед этим капитан, соблюдая традицию, брызнул спиртным и долго рассказывал о наваждении этого места, когда с завидным постоянством напротив этого мыса беспричинно ломается техника, шалят приборы и проваливаются под лед машины. Как и положено, при подходе именно в этом месте у нас на катере тоже лопнула алюминиевая топливная трубка низкого давления, что в обычной жизни маловероятно.
Познакомиться лично с феноменом мыса Рытый я решил после услышанного однажды рассказа от выросшего в этих местах Александра Бурмейстера. В очень древние времена на этом месте был город, о существовании которого не сообщалась ни в одном из существующих источников. Этот неизвестный город, подобно недавно сенсационно открытому южно-уральскому городу ариев Аркаиму, пленил воображение: неужели и на Байкале возможны подобные открытия? Зимой со льда в бинокль Александр показал мне отчетливо читаемую искусственную каменную стену, о существовании которой не знали даже в администрации Байкало-Ленского заповедника.
В дополнение, немного мистики добавили отпечатанные впоследствии фотографии именно этого места, на которых необъяснимым образом обнаружилось необычное искривление пространства, которое нельзя было отнести к дефектам пленки или фотопечати. Объектив камеры запечатлел необъяснимый пространственный феномен. По имевшим у меня тогда сведениям, ни о каком древнем поселении в тех местах ученым не было известно, также как и об уфологических наблюдениях в этом районе я тогда не располагал. Все, что было мне известно, умещалось в скупые строки из составленного мною же путеводителя:
Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является «страшным и священным местом», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Образован наносами реки Риты. Конус выноса вдается в Байкал на 2,5 км. На поверхности наблюдаются свежие следы селевых выбросов — глыб и валунов. Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за россыпей крупных камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду.
Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами, направленными в Байкал, отсюда и название мыса — Рытый. Долина реки считается у бурят священной и запретной для посещения. Местные жители беспрекословно выполняют древние правила: это место не посещают женщины, а мужчины после посещения долины оставляют там стельки из обуви. Если же в вверх пади (горной долины) забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда, ведь они стали достоянием Тэнгри и его сыновей, которые по преданию ревностно охраняют вход в ущелье.
По данным «Энциклопедии чудес» Игоря Царева, в мире насчитывается более 500 достаточно мощных геоактивных зон — аномальных мест, в которых отмечается активное специфическое воздействие сил неизвестной природы на человека. Это влияние может быть как положительным (сакральное место), так и отрицательным (геопатогенная зона).
В таких зонах наиболее высока вероятность наблюдения светящихся уфологических объектов, встреч с «гоминоидами» («снежными людьми»), случаев необъяснимых явлений в психике людей, «вещих снов» и т.д. В районах тектонических разломов коры и в зоне сейсмической активности обычно активно проявляется воздействие различных факторов на эволюцию биосферы и на человеческие сообщества. В научный оборот даже введен специальный термин — теллурическое излучение разломов, настолько же непонятный и спорный для специалистов, как торсионное поле Земли. Распространено мнение, хотя бесспорных доказательств этому нет, что подобные аномальные зоны теоретически могут благодатно воздействовать на развитие человеческой цивилизации.
В геопатогенных зонах наоборот — человек по наблюдению врачей быстрее устает, стареет и умирает. По современным гипотезам ученых, возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслом высохших рек, радиоактивный фон местности, электрический потенциал атмосферы и т.д. Например, известная аномальная зона в Крыму на горе Демирджи, по одной из версий, стала таковой из-за растений эндемиков, выделяющих в утренние часы летучие вещества, способные вызвать у людей галлюцинации.
Наблюдения и опыт людей в рамках нескольких поколений, которых проводят в одной и той же местности достаточно длительное время, выделяют из окружающего пространства и места силы, и опасные для здоровья людей территории. На местах силы со временем возникают святилища и туда приходят молиться, просить у духов помощи. Геопатогенные зоны становятся проклятыми местами, запретными территориями для посещений людьми. Чем дальше от таких территорий, тем больше в рассказах о них фантастических подробностей, с чудесами и устрашающими примерами о таинственных заболеваниях и преждевременных смертях посетителей этих мест. Характерно, что этот «эффект плацебо», известный у психологов как самовнушение, особенно усиливается на расстоянии — чем дальше от объекта, тем он кажется таинственней и загадочней.
Радиационная версия
Из анализа многочисленных рассказов очевидцев напрашивается вывод о возможном повышенном радиоактивном фоне в ущелье реки Рита. Первоначально в пользу этой версии говорили свидетельства о систематических случаях заболеваний после посещения этих мест. Один из моих знакомых рассказал, что сразу после возвращения с мыса Рытого заболел один из участников экспедиции, в одиночку поднявшийся на одну из близко расположенных к Байкалу вершин и некоторое время просто полежавший на голой земле. Он болел около года. Александр Бурмейстер также подтвердил, что все некогда постоянно проживающие на мысе Рытом преждевременно умерли и сейчас уже никто не живет на этой местности. Деревянные дома полностью разрушились и заросли травой.
Возникла даже гипотеза, что люди получали смертельную дозу радиации после обнаружения радиоактивной породы с золотом, которую набирали и, спрятав в одежде, пытались вынести с мыса. А легенды о проклятии специально придумали, чтобы отпугнуть возможных охотников за золотом. Геологи подтвердили, что в глубине ущелья реки Рита есть проявления золота и полиметаллов, но способной смертельно облучить людей повышенной радиации там нет.
Радиометрическая съемка на мысе проводилась геологическими партиями «Сосновгеологии» в конце 1960-х годов прошлого века. В то время не было портативных дозиметров и для приборов требовался целый рюкзак батареек, что могло быть поводом для выборочного замера радиоактивного фона на маршруте. Вместо батареек геологи предпочитали нести с собой больше тушенки и, возможно, замеры производились не по всему маршруту, а выборочно. Поэтому геолог, который непосредственно работал в те времена в геологической экспедиции, порекомендовал нам ходить там с современным портативным дозиметром. Так, на всякий случай. И попутно рассказал о геологах, нашедших в 1940-х годах на Байкальском хребте радиоактивную руду и получивших смертельную дозу при выносе найденных образцов, так что до Москвы с образцами смог добраться только один из них.
Замер радиационного фона, произведенный нами на выносах мыса Рытый, дал прыгающие показания от 0,25 до 0,35 мрн/час. Это примерно в два раза выше других смежных территорий побережья Байкала, но не превышает допустимой дозы в 0,5-0,6 мрн/час. Данные проводившихся замеров «Сосновгеологии» затеряны где-то в архивах и недоступны для анализа, поэтому ответ о радиационном фоне остался для нас открытым до следующей экспедиции в это место.
Шаманские предания
Перед высадкой на священный мыс мы заехали посоветоваться о правилах посещения этого места к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву, получившему пятое посвящение и знавшего как никто другой местные древние шаманские предания. Вспоминая услышанное им ранее от стариков, он стал рассказывать:
Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. В этом месте захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала, отец семи ветров от мыса Рытый до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место всегда было особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений людей, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет в это ущелье по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли туда, то уже через год оба умерли.
Ольхонские старики говорили мне 30 лет назад, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего спора за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы им биться с молниями, нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы им разминаться, нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки. Однако, в этой схватке так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух Ухэр-нойона, захороненного здесь, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю огромными камнями.
Раньше была традиция: через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье — святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, то сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено — это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их, разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: «Мы на земле ваших обычаев, делаем жертвоприношение, чем есть. Извиняемся. Прости нас непосвященных». Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка.
Другую легенду удалось узнать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. В его редакции эта легенда звучит так:
Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй — Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ — хранитель грома. И как это часто бывает, порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю за Алмэ.
Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает об Енесее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и ветер решил помочь сыновьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой. В назначенное время он устроил светопреставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ. Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии, Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев — это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Шулун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь под камнями и землей, не доходя до Байкала.
И в самом деле, конус выноса реки Рита напоминает о бушевавшей здесь некогда неуправляемой стихии: изрытая селем степь, нагромождения огромных валунов, невидимые подземные ручейки реки Рита. И как напоминание о ревнивых окаменелых братьях грома и молнии — непрерывная череда дождей в ущелье. Стоило нам углубиться в него, как безоблачное небо внезапно затянули грозовые тучи, и начался страшный ливень с молниями, причем нам было хорошо видно, что всего в нескольких километрах на берегу Байкала по-прежнему ярко светит солнце и там не падает ни одной капли дождя.
Опасения шамана о том, что духи ущелья могут прислать нам, непрошеным гостям, волка или медведя — к счастью не сбылись. Но чувство тревоги преследовало нас все дни, будто кто-то непрерывно за нами наблюдал. В самом конце пешеходного маршрута, во время обеда, нас атаковала, громко жужжа, размером с грецкий орех пчела, так что мы были вынуждены вскакивать от накрытого стола-валуна и убегать от пчелы, которая постоянно норовила сесть на спину. Ее особенностью было большое тело и два длинных жала, наподобие ласточкина хвоста в конце туловища. Раньше таких больших пчел нам не приходилось видеть. Уже вернувшись в Иркутск, после расспросов охотоведов узнали, что встреченная нами пчела была предположительно отождествлена с редко встречающимся видом самых больших земляных пчел, которые не делают гнезда, а устраивают их в земле. Земляная пчела ревностно охраняет свою территорию рядом с гнездом и нападает на людей, если те к нему приближаются. Ее укус настолько болезненный, что укушенный может от неожиданной боли даже упасть с лошади.
В разных регионах их называют по-разному: на Лене — шершень, у тунгусов — медведка. Встречается такая земляная пчела довольно редко и по-своему нам повезло увидеть ее в природных условиях, да ещё и в нападении. А шаман после этого рассказа удовлетворенно заметил: «Это духи проявили себя. Наверное, вы не так разложили косточки жертвоприношения».
Следы на земле
Вывод о том, что древнее поселение людей в этой местности всё же было, можно сделать из содержания мифов, в которых говорится, что на мысе Рытый жил владыка северного Байкала — Ухэр-нойон вместе со своими приближенными. Эту версию подкрепляют свидетельства местных жителей, слышавших от своих отцов, которые в свою очередь узнали об этом от своих родителей, что в древние времена здесь было поселение людей. Остатки каких-то квадратных фундаментов, наполовину смытых селем, А. Бурмейстер видел 15 лет назад на правом берегу реки Рита. О непонятном квадрате, размерами 50 на 50 метров, выложенном на вершине сопки, что слева от реки Рита, упоминал в своем отчете и геолог А. Бухаров, исследовавший это ущелье в 1967 году. Однако, в силу разнообразных причин, добраться до этих мест археологи так и не смогли. Вопрос о возможном местонахождении неизвестного городища на мысе Рытый остается открытым.
Одной из наших задач было проверить эти туманные сведения и попытаться найти какие-либо следы проживания человека на этом месте в древние времена. Наибольший интерес представляла отчетливо читаемая с воды продольная и извилистая складка на сопке, слева от реки Рита. По отдельным свидетельствам очевидцев она могла иметь природу искусственного происхождения. Но парадокс заключался в том, что несмотря на всю изученность побережья Байкала, не было найдено ни упоминаний, ни описаний этой стены в печатных работах о Байкале. Эта стена не была известна и работникам Байкало-Ленского заповедника, на территории которого она и находилась.
Высадились мы на галечный берег мыса Рытый с северной стороны поздно вечером. С южный стороны мыса есть старое зимовье. Рядом с ним находятся солончаки, куда на рассвете часто выходят дикие звери. Но там нет леса и идти оттуда до стены в два раза дальше. Первым делом мы стали собирать на пляже дрова для ночного костра, чтобы отпугивать диких зверей. Местность эта известна под названием «Берег бурых медведей». В начале июня, когда галечные пляжи Байкала обильно усеяны мотыльком «ручейником», лакомиться им из тайги регулярно выходят медведи. А в том году, когда сильно горела тайга, их наблюдали особенно много. Капитан судна предупредил нас, что в предыдущем рейсе насчитали пятнадцать медведей на один километр побережья и посоветовал встать на ночлег подальше от пляжа. Перетаскивая дрова с пляжа на место ночлега, я обратил внимание на пирамидальные груды камней, сильно напоминавшие часто встречаемые в Монголии древние захоронения рядом с большими керексурами (погребальными сооружениями).
Внимательно осмотрев площадку с каменными турами на северной оконечности мыса, мы насчитали пятнадцать таких вросших в землю и частично спрятанных в траве искусственно сложенных очень давно груд камней. Одна из них имела дополнительную прямоугольную выкладку камней, что натолкнула нас на мысль, что площадка на самом деле — древнее захоронение. Это было первое обнаруженное нами подтверждение местонахождения здесь людей в древние времена. На следующий день, в удалении от берега, непосредственно на мысе, мы нашли еще три высоких каменных тура, расположенных на одной прямой поперек всего мыса. Но на наш взгляд эти камни были сложены не столь давно, это явно было не шаманское «обо». Вероятнее всего, их оставили геологоразведочные партии, работающие в этой местности в 1967 и 1968 годах. Сохранился и широкий вездеходный след от берега в ущелье от транспортировки частей буровой вышки, которую устанавливали в середине ущелья для разведки месторождения олова.
Наиболее заметным следом на мысе деятельности человека в прошлом является искусственная каменная стена, стоящая по кромке леса на довольно крутом склоне сопки слева от реки Рита, сразу после выхода ее из ущелья. Стена протянулась с северо-востока на юго-запад больше чем на 800 метров. Поражает не только ее протяженность, но и вес камней, которые кто-то передвигал при кладке стены. С внутренней стороны стены к горе ведёт еле заметная ровная выемка, по которой и сейчас удобно ехать верхом. По ней проходит звериная тропа, со следами частого пребывания на ней диких животных.
Высота развалившейся стены в настоящее время, в основном, не превышает одного метра, но местами немного выше. Сложенные друг на друга камни отделены от земли и имеют между собой просвет, что явно указывает на искусственную их кладку. Выдвигать гипотезы о предназначении стены достаточно проблематично, поскольку рядом нет никаких известных древних городищ. Сакральное предназначение стены, как и на многих байкальских мысах, вряд ли приемлемо, так как стену легко обойти с севера и с юга. Наиболее вероятно, что стена построена для облавной охоты. Но для проведения такой охоты и строительства постоянной стены, где-то рядом должно было быть достаточно крупное поселение людей. Кроме того, сомнение в предназначении стены для охоты вызывает отсутствие каких-либо исторических фактов о применении такого способа охоты в Восточной Сибири. В Монголии подобные стены для грандиозных облавных охот во времена Чингисхана строились, но в таежной Сибири такой способ охоты не был распространен. Разгадка происхождения этой стены всё еще ждет своих исследователей.
Уфологическая тема
Из опросов местных жителей стало понятным, что наибольшее количество так называемых неопознанных летающих объектов наблюдается в районе мыса Рытый. В этих местах неоднократно регистрировались яркие шары, светящиеся изнутри и плавно уплывающие вглубь ущелья, а также загадочные блуждающие огни. Оказалось, что иркутские уфологи знают об этом месте и уже на протяжении нескольких лет регулярно ездят на мыс Рытый. У них даже, якобы, есть кинопленка с записью светящихся объектов, но делились они этой информацией крайне скупо и неохотно. Либо что-то знают и не хотят говорить, либо говорить не о чем.
Самый яркий случай, со слов А. Бурмейстера, произошел с местным охотником. Он испытал панический страх и зимой в легкой одежде убежал из зимовья на мысе, когда после появления светящегося НЛО кто-то невидимый, проскрипев по снегу, проник в зимовье и стал поднимать поочередно предметы в воздух. Каких-либо объяснений своему поведению и рассказанному охотник впоследствии вразумительно дать не смог.
Существует гипотеза о возможном взаимодействии энергии земли в местах разломов с солнечной энергией, которая особенно отчетливо проявляется в годы наивысшей активности солнца. По наблюдениям уфологов, необычные световые явления подвержены закону цикличности и наиболее регулярно возникают в середине лета, в период наиболее высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. В этот период можно наблюдать в небе отчетливые тени от облаков и наиболее высока вероятность наблюдения светящихся НЛО.
Оперяющий разлом ущелья реки Рита, хорошо выраженный в рельефе, проходит практически перпендикулярно байкальскому рифтовому разлому. Наносы мыса Рытый находятся на самом краю подводного обрыва, где каждый шаг от берега увеличивает глубину на метр. Крутизна подводного склона здесь превышает 45 градусов. Каждую зиму от мыса Рытого на льду возникает сложная сеть становых трещин — это одно из наиболее опасных на Байкале мест для ледовой проводки автомашин. Сочетание оперяющего разлома реки Рита и глубоководного рифтового байкальского разлома могут быть причиной аномалий этого места.
Из рассказов специалистов стало известно также о гравитационной аномалии на сопке, что справа по течению реки и на выходе из ущелья реки Рита. Здесь специалистами «Сосновской экспедиции» проводилась специальная гравитационная съемка данных с вертолета. Участники этого эксперимента утверждают, что показания приборов в этом месте были в десятки раз больше, чем обычно.
Капитаны байкальских судов также обратили внимание на аномалии, которые можно было наблюдать напротив середины мыса: неправильные показания компаса и приборов спутниковой навигации (GPS), искажения при прохождении радиоволн. Это может быть свидетельством нахождения в недрах крупных месторождений ископаемых, влияющих на окружающую природу и показания приборов. Геологами и в самом деле в глубине ущелья были обнаружены скопления полиметаллов, но по их мнению этих запасов недостаточно для возникновения подобных аномалий.
Эпизодические (раз в году) посещения этого места уфологами-любителями позволяют наблюдать пролеты светящихся шаров и стелящиеся по земле молнии. Без комплексной программы изучения аномальной зоны с помощью специальных приборов в течение продолжительного и непрерывного времени нет возможности дать ответ на вопрос о причинах этих необычных явлений. Нет и достаточно неоспоримых доказательств, подтверждающих аномальность этого места. Есть и пострадавшие, и люди, ничего не испытавшие на себе после посещения этой местности.
По авторитетным заключениям специалистов у 91% людей в геопатогенных зонах резко уменьшаются защитные функции иммунной системы. По гипотезе этих специалистов, губительное воздействие геопатогенной зоны проявляется уже через 8 часов пребывания в ней человека. Более продолжительное нахождение в зоне ведет к заболеваниям, трудно диагностируемым современной медициной. Единого мнения о природе геопатогенных зон среди ученых нет. Предполагается, что поверхность всей Земли покрыта сеточной энергетической структурой, наподобие сетки Кюри.
Неблагоприятное воздействие усиливается в местах разломов земной коры и точках пересечения этой энергетической сетки. Энергетическое поле Земли было известно и древним народам: в Тибете оно было известно под именем глубинных демонов, а в древнем Китае было запрещено строить жилище без биолокационной проверки местности и учета расположения близлежащих холмов, подземных потоков и полостей.
В настоящее время нет возможности однозначно объяснить феномен мыса Рытый. Ни одна из существующих теорий — живого биополя Земли, пришельцев из НЛО, четвертого измерения или теллурического излучения разломов не дает ответа на вопрос, почему мыс Рытый был проклят и почему проклятие действует до сих пор. Кроме рассказов очевидцев о необычных явлениях, нет никаких реальных научных оснований. Существует только устоявшееся народное поверье, что в результате проклятия место стало опасным для здоровья приходящим сюда. Но как известно из пословицы, «нет дыма без огня», а на мысе до сих пор происходит что-то необъяснимое, и природа этого остается до сих пор непонятной.
Странное. Мыс Рытый. Байкал
Сверхъестественное Вокруг Нас — Загадки озера Байкал
Впервые об аномальных явлениях в самом глубоком озере мира Байкал, содержащим одну пятую не замерзшей пресной воды в мире, заговорили в середине 90-х годов прошлого века.
В СССР вообще не принято было говорить о каких-либо неестественных явлениях в принципе, но если же такие и имели место, то все это тщательно скрывалось и засекречивалось. В эпоху гласности некоторые события начинали «просачиватья» в СМИ, и это не могло не заинтересовать всякого рода исследователей паранормального и уфологов.
Ну, раз уж о чудесах и тайнах Байкала речь зашла, то, думается, и эта впечатляющая фотография будет не лишней. хотя к мысу Рытому она напрямую и не относится…
Это место расположено в глубоководной части Байкала. Свое название оно получило из-за странных явлений, происходящих тут 1-2 раза в год. В хорошую погоду, при полном штиле, здесь внезапно образовывается огромная воронка. Местные жители считают, что так здесь открываются адские врата, которые затягивают души грешников в преисподнюю…
Сергей Волков
цельжизни.орг
Здесь нет никаких поселений. Одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо. До этого места не доходят никакие автомобильные дороги и нет даже тропы по побережью. Стоит добавить, что мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы высадиться здесь на берег, нужно специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории, в сочетании с местными запретами посещать это место, сделали свое дело — только редкие одиночки осмеливаются заходить вглубь ущелья.
Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много зловещих и загадочных историй, связанных с этой местностью. Заинтригованный услышанными ранее рассказами о феноменах этого мыса, я решил подробнее расспросить об этом местных жителей и сходить вглубь ущелья — в «запретную для посещений территорию». Рассказ об автомобильном ночном перегоне по побережью Малого моря до Южного кордона заповедника, откуда катером мы добрались до мыса Рытый, я пропускаю и перехожу к тому, что собственно удалось узнать о самом мысе.
Аномальные зоны
Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии это — Агарти, «запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби». У тантристов Тибета — загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Памире — широко известная своими светящими НЛО «памирская» аномальная зона. На Урале — Пермский треугольник. На Байкале подобной запретной для посещений людьми зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так и эвенками и тунгусами.
Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд с легендарной Шаман-скалой (мыс Бурхан) на Ольхоне, по древнему преданию считавшейся призрачным дворцом для самого главного и старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев, спустившихся в незапамятные времена на землю вершить суд над людьми. Стоит особо подчеркнуть, что мифологическая значимость мыса Рытый для непосвященных сегодня менее известна, чем, например, знаменитый мыс Бурхан на Ольхоне, но территория мыса Рытый остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом ни один из местных жителей не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться в этом месте на берег.
С тоскливым чувством подстерегающей нас опасности, поздно вечером, мы высадились на пустынный берег мыса. Катер, не задерживаясь, спешно отчалил от запретного берега. Перед этим капитан, соблюдая традицию, брызнул спиртным и долго рассказывал о наваждении этого места, когда с завидным постоянством напротив этого мыса беспричинно ломается техника, шалят приборы и проваливаются под лед машины. Как и положено, при подходе именно в этом месте у нас на катере тоже лопнула алюминиевая топливная трубка низкого давления, что в обычной жизни маловероятно.
Познакомиться лично с феноменом мыса Рытый я решил после услышанного однажды рассказа от выросшего в этих местах Александра Бурмейстера. В очень древние времена на этом месте был город, о существовании которого не сообщалась ни в одном из существующих источников. Этот неизвестный город, подобно недавно сенсационно открытому южно-уральскому городу ариев Аркаиму, пленил воображение: неужели и на Байкале возможны подобные открытия? Зимой со льда в бинокль Александр показал мне отчетливо читаемую искусственную каменную стену, о существовании которой не знали даже в администрации Байкало-Ленского заповедника.
В дополнение, немного мистики добавили отпечатанные впоследствии фотографии именно этого места, на которых необъяснимым образом обнаружилось необычное искривление пространства, которое нельзя было отнести к дефектам пленки или фотопечати. Объектив камеры запечатлел необъяснимый пространственный феномен. По имевшим у меня тогда сведениям, ни о каком древнем поселении в тех местах ученым не было известно, также как и об уфологических наблюдениях в этом районе я тогда не располагал. Все, что было мне известно, умещалось в скупые строки из составленного мною же путеводителя:
Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является «страшным и священным местом», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Образован наносами реки Риты. Конус выноса вдается в Байкал на 2,5 км. На поверхности наблюдаются свежие следы селевых выбросов — глыб и валунов. Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за россыпей крупных камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду.
Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами, направленными в Байкал, отсюда и название мыса — Рытый. Долина реки считается у бурят священной и запретной для посещения. Местные жители беспрекословно выполняют древние правила: это место не посещают женщины, а мужчины после посещения долины оставляют там стельки из обуви. Если же в вверх пади (горной долины) забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда, ведь они стали достоянием Тэнгри и его сыновей, которые по преданию ревностно охраняют вход в ущелье.
По данным «Энциклопедии чудес» Игоря Царева, в мире насчитывается более 500 достаточно мощных геоактивных зон — аномальных мест, в которых отмечается активное специфическое воздействие сил неизвестной природы на человека. Это влияние может быть как положительным (сакральное место), так и отрицательным (геопатогенная зона).
В таких зонах наиболее высока вероятность наблюдения светящихся уфологических объектов, встреч с «гоминоидами» («снежными людьми»), случаев необъяснимых явлений в психике людей, «вещих снов» и т.д. В районах тектонических разломов коры и в зоне сейсмической активности обычно активно проявляется воздействие различных факторов на эволюцию биосферы и на человеческие сообщества. В научный оборот даже введен специальный термин — теллурическое излучение разломов, настолько же непонятный и спорный для специалистов, как торсионное поле Земли. Распространено мнение, хотя бесспорных доказательств этому нет, что подобные аномальные зоны теоретически могут благодатно воздействовать на развитие человеческой цивилизации.
В геопатогенных зонах наоборот — человек по наблюдению врачей быстрее устает, стареет и умирает. По современным гипотезам ученых, возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслом высохших рек, радиоактивный фон местности, электрический потенциал атмосферы и т.д. Например, известная аномальная зона в Крыму на горе Демирджи, по одной из версий, стала таковой из-за растений эндемиков, выделяющих в утренние часы летучие вещества, способные вызвать у людей галлюцинации.
Наблюдения и опыт людей в рамках нескольких поколений, которых проводят в одной и той же местности достаточно длительное время, выделяют из окружающего пространства и места силы, и опасные для здоровья людей территории. На местах силы со временем возникают святилища и туда приходят молиться, просить у духов помощи. Геопатогенные зоны становятся проклятыми местами, запретными территориями для посещений людьми. Чем дальше от таких территорий, тем больше в рассказах о них фантастических подробностей, с чудесами и устрашающими примерами о таинственных заболеваниях и преждевременных смертях посетителей этих мест. Характерно, что этот «эффект плацебо», известный у психологов как самовнушение, особенно усиливается на расстоянии — чем дальше от объекта, тем он кажется таинственней и загадочней.
Радиационная версия
Из анализа многочисленных рассказов очевидцев напрашивается вывод о возможном повышенном радиоактивном фоне в ущелье реки Рита. Первоначально в пользу этой версии говорили свидетельства о систематических случаях заболеваний после посещения этих мест. Один из моих знакомых рассказал, что сразу после возвращения с мыса Рытого заболел один из участников экспедиции, в одиночку поднявшийся на одну из близко расположенных к Байкалу вершин и некоторое время просто полежавший на голой земле. Он болел около года. Александр Бурмейстер также подтвердил, что все некогда постоянно проживающие на мысе Рытом преждевременно умерли и сейчас уже никто не живет на этой местности. Деревянные дома полностью разрушились и заросли травой.
Возникла даже гипотеза, что люди получали смертельную дозу радиации после обнаружения радиоактивной породы с золотом, которую набирали и, спрятав в одежде, пытались вынести с мыса. А легенды о проклятии специально придумали, чтобы отпугнуть возможных охотников за золотом. Геологи подтвердили, что в глубине ущелья реки Рита есть проявления золота и полиметаллов, но способной смертельно облучить людей повышенной радиации там нет.
Радиометрическая съемка на мысе проводилась геологическими партиями «Сосновгеологии» в конце 1960-х годов прошлого века. В то время не было портативных дозиметров и для приборов требовался целый рюкзак батареек, что могло быть поводом для выборочного замера радиоактивного фона на маршруте. Вместо батареек геологи предпочитали нести с собой больше тушенки и, возможно, замеры производились не по всему маршруту, а выборочно. Поэтому геолог, который непосредственно работал в те времена в геологической экспедиции, порекомендовал нам ходить там с современным портативным дозиметром. Так, на всякий случай. И попутно рассказал о геологах, нашедших в 1940-х годах на Байкальском хребте радиоактивную руду и получивших смертельную дозу при выносе найденных образцов, так что до Москвы с образцами смог добраться только один из них.
Замер радиационного фона, произведенный нами на выносах мыса Рытый, дал прыгающие показания от 0,25 до 0,35 мрн/час. Это примерно в два раза выше других смежных территорий побережья Байкала, но не превышает допустимой дозы в 0,5-0,6 мрн/час. Данные проводившихся замеров «Сосновгеологии» затеряны где-то в архивах и недоступны для анализа, поэтому ответ о радиационном фоне остался для нас открытым до следующей экспедиции в это место.
Шаманские предания
Перед высадкой на священный мыс мы заехали посоветоваться о правилах посещения этого места к ольхонскому шаману Валентину Хагдаеву, получившему пятое посвящение и знавшего как никто другой местные древние шаманские предания. Вспоминая услышанное им ранее от стариков, он стал рассказывать:
Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. В этом месте захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала, отец семи ветров от мыса Рытый до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место всегда было особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений людей, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет в это ущелье по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли туда, то уже через год оба умерли.
Ольхонские старики говорили мне 30 лет назад, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего спора за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы им биться с молниями, нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы им разминаться, нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки. Однако, в этой схватке так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух Ухэр-нойона, захороненного здесь, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю огромными камнями.
Раньше была традиция: через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье — святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, то сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено — это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их, разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: «Мы на земле ваших обычаев, делаем жертвоприношение, чем есть. Извиняемся. Прости нас непосвященных». Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка.
Другую легенду удалось узнать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. В его редакции эта легенда звучит так:
Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй — Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ — хранитель грома. И как это часто бывает, порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю за Алмэ.
Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает об Енесее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и ветер решил помочь сыновьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой. В назначенное время он устроил светопреставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ. Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии, Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев — это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Шулун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь под камнями и землей, не доходя до Байкала.
И в самом деле, конус выноса реки Рита напоминает о бушевавшей здесь некогда неуправляемой стихии: изрытая селем степь, нагромождения огромных валунов, невидимые подземные ручейки реки Рита. И как напоминание о ревнивых окаменелых братьях грома и молнии — непрерывная череда дождей в ущелье. Стоило нам углубиться в него, как безоблачное небо внезапно затянули грозовые тучи, и начался страшный ливень с молниями, причем нам было хорошо видно, что всего в нескольких километрах на берегу Байкала по-прежнему ярко светит солнце и там не падает ни одной капли дождя.
Опасения шамана о том, что духи ущелья могут прислать нам, непрошеным гостям, волка или медведя — к счастью не сбылись. Но чувство тревоги преследовало нас все дни, будто кто-то непрерывно за нами наблюдал. В самом конце пешеходного маршрута, во время обеда, нас атаковала, громко жужжа, размером с грецкий орех пчела, так что мы были вынуждены вскакивать от накрытого стола-валуна и убегать от пчелы, которая постоянно норовила сесть на спину. Ее особенностью было большое тело и два длинных жала, наподобие ласточкина хвоста в конце туловища. Раньше таких больших пчел нам не приходилось видеть. Уже вернувшись в Иркутск, после расспросов охотоведов узнали, что встреченная нами пчела была предположительно отождествлена с редко встречающимся видом самых больших земляных пчел, которые не делают гнезда, а устраивают их в земле. Земляная пчела ревностно охраняет свою территорию рядом с гнездом и нападает на людей, если те к нему приближаются. Ее укус настолько болезненный, что укушенный может от неожиданной боли даже упасть с лошади.
В разных регионах их называют по-разному: на Лене — шершень, у тунгусов — медведка. Встречается такая земляная пчела довольно редко и по-своему нам повезло увидеть ее в природных условиях, да ещё и в нападении. А шаман после этого рассказа удовлетворенно заметил: «Это духи проявили себя. Наверное, вы не так разложили косточки жертвоприношения».
Следы на земле
Вывод о том, что древнее поселение людей в этой местности всё же было, можно сделать из содержания мифов, в которых говорится, что на мысе Рытый жил владыка северного Байкала — Ухэр-нойон вместе со своими приближенными. Эту версию подкрепляют свидетельства местных жителей, слышавших от своих отцов, которые в свою очередь узнали об этом от своих родителей, что в древние времена здесь было поселение людей. Остатки каких-то квадратных фундаментов, наполовину смытых селем, А. Бурмейстер видел 15 лет назад на правом берегу реки Рита. О непонятном квадрате, размерами 50 на 50 метров, выложенном на вершине сопки, что слева от реки Рита, упоминал в своем отчете и геолог А. Бухаров, исследовавший это ущелье в 1967 году. Однако, в силу разнообразных причин, добраться до этих мест археологи так и не смогли. Вопрос о возможном местонахождении неизвестного городища на мысе Рытый остается открытым.
Одной из наших задач было проверить эти туманные сведения и попытаться найти какие-либо следы проживания человека на этом месте в древние времена. Наибольший интерес представляла отчетливо читаемая с воды продольная и извилистая складка на сопке, слева от реки Рита. По отдельным свидетельствам очевидцев она могла иметь природу искусственного происхождения. Но парадокс заключался в том, что несмотря на всю изученность побережья Байкала, не было найдено ни упоминаний, ни описаний этой стены в печатных работах о Байкале. Эта стена не была известна и работникам Байкало-Ленского заповедника, на территории которого она и находилась.
Высадились мы на галечный берег мыса Рытый с северной стороны поздно вечером. С южный стороны мыса есть старое зимовье. Рядом с ним находятся солончаки, куда на рассвете часто выходят дикие звери. Но там нет леса и идти оттуда до стены в два раза дальше. Первым делом мы стали собирать на пляже дрова для ночного костра, чтобы отпугивать диких зверей. Местность эта известна под названием «Берег бурых медведей». В начале июня, когда галечные пляжи Байкала обильно усеяны мотыльком «ручейником», лакомиться им из тайги регулярно выходят медведи. А в том году, когда сильно горела тайга, их наблюдали особенно много. Капитан судна предупредил нас, что в предыдущем рейсе насчитали пятнадцать медведей на один километр побережья и посоветовал встать на ночлег подальше от пляжа. Перетаскивая дрова с пляжа на место ночлега, я обратил внимание на пирамидальные груды камней, сильно напоминавшие часто встречаемые в Монголии древние захоронения рядом с большими керексурами (погребальными сооружениями).
Внимательно осмотрев площадку с каменными турами на северной оконечности мыса, мы насчитали пятнадцать таких вросших в землю и частично спрятанных в траве искусственно сложенных очень давно груд камней. Одна из них имела дополнительную прямоугольную выкладку камней, что натолкнула нас на мысль, что площадка на самом деле — древнее захоронение. Это было первое обнаруженное нами подтверждение местонахождения здесь людей в древние времена. На следующий день, в удалении от берега, непосредственно на мысе, мы нашли еще три высоких каменных тура, расположенных на одной прямой поперек всего мыса. Но на наш взгляд эти камни были сложены не столь давно, это явно было не шаманское «обо». Вероятнее всего, их оставили геологоразведочные партии, работающие в этой местности в 1967 и 1968 годах. Сохранился и широкий вездеходный след от берега в ущелье от транспортировки частей буровой вышки, которую устанавливали в середине ущелья для разведки месторождения олова.
Наиболее заметным следом на мысе деятельности человека в прошлом является искусственная каменная стена, стоящая по кромке леса на довольно крутом склоне сопки слева от реки Рита, сразу после выхода ее из ущелья. Стена протянулась с северо-востока на юго-запад больше чем на 800 метров. Поражает не только ее протяженность, но и вес камней, которые кто-то передвигал при кладке стены. С внутренней стороны стены к горе ведёт еле заметная ровная выемка, по которой и сейчас удобно ехать верхом. По ней проходит звериная тропа, со следами частого пребывания на ней диких животных.
Высота развалившейся стены в настоящее время, в основном, не превышает одного метра, но местами немного выше. Сложенные друг на друга камни отделены от земли и имеют между собой просвет, что явно указывает на искусственную их кладку. Выдвигать гипотезы о предназначении стены достаточно проблематично, поскольку рядом нет никаких известных древних городищ. Сакральное предназначение стены, как и на многих байкальских мысах, вряд ли приемлемо, так как стену легко обойти с севера и с юга. Наиболее вероятно, что стена построена для облавной охоты. Но для проведения такой охоты и строительства постоянной стены, где-то рядом должно было быть достаточно крупное поселение людей. Кроме того, сомнение в предназначении стены для охоты вызывает отсутствие каких-либо исторических фактов о применении такого способа охоты в Восточной Сибири. В Монголии подобные стены для грандиозных облавных охот во времена Чингисхана строились, но в таежной Сибири такой способ охоты не был распространен. Разгадка происхождения этой стены всё еще ждет своих исследователей.
Уфологическая тема
Из опросов местных жителей стало понятным, что наибольшее количество так называемых неопознанных летающих объектов наблюдается в районе мыса Рытый. В этих местах неоднократно регистрировались яркие шары, светящиеся изнутри и плавно уплывающие вглубь ущелья, а также загадочные блуждающие огни. Оказалось, что иркутские уфологи знают об этом месте и уже на протяжении нескольких лет регулярно ездят на мыс Рытый. У них даже, якобы, есть кинопленка с записью светящихся объектов, но делились они этой информацией крайне скупо и неохотно. Либо что-то знают и не хотят говорить, либо говорить не о чем.
Самый яркий случай, со слов А. Бурмейстера, произошел с местным охотником. Он испытал панический страх и зимой в легкой одежде убежал из зимовья на мысе, когда после появления светящегося НЛО кто-то невидимый, проскрипев по снегу, проник в зимовье и стал поднимать поочередно предметы в воздух. Каких-либо объяснений своему поведению и рассказанному охотник впоследствии вразумительно дать не смог.
Существует гипотеза о возможном взаимодействии энергии земли в местах разломов с солнечной энергией, которая особенно отчетливо проявляется в годы наивысшей активности солнца. По наблюдениям уфологов, необычные световые явления подвержены закону цикличности и наиболее регулярно возникают в середине лета, в период наиболее высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. В этот период можно наблюдать в небе отчетливые тени от облаков и наиболее высока вероятность наблюдения светящихся НЛО.
Оперяющий разлом ущелья реки Рита, хорошо выраженный в рельефе, проходит практически перпендикулярно байкальскому рифтовому разлому. Наносы мыса Рытый находятся на самом краю подводного обрыва, где каждый шаг от берега увеличивает глубину на метр. Крутизна подводного склона здесь превышает 45 градусов. Каждую зиму от мыса Рытого на льду возникает сложная сеть становых трещин — это одно из наиболее опасных на Байкале мест для ледовой проводки автомашин. Сочетание оперяющего разлома реки Рита и глубоководного рифтового байкальского разлома могут быть причиной аномалий этого места.
Из рассказов специалистов стало известно также о гравитационной аномалии на сопке, что справа по течению реки и на выходе из ущелья реки Рита. Здесь специалистами «Сосновской экспедиции» проводилась специальная гравитационная съемка данных с вертолета. Участники этого эксперимента утверждают, что показания приборов в этом месте были в десятки раз больше, чем обычно.
Капитаны байкальских судов также обратили внимание на аномалии, которые можно было наблюдать напротив середины мыса: неправильные показания компаса и приборов спутниковой навигации (GPS), искажения при прохождении радиоволн. Это может быть свидетельством нахождения в недрах крупных месторождений ископаемых, влияющих на окружающую природу и показания приборов. Геологами и в самом деле в глубине ущелья были обнаружены скопления полиметаллов, но по их мнению этих запасов недостаточно для возникновения подобных аномалий.
Эпизодические (раз в году) посещения этого места уфологами-любителями позволяют наблюдать пролеты светящихся шаров и стелящиеся по земле молнии. Без комплексной программы изучения аномальной зоны с помощью специальных приборов в течение продолжительного и непрерывного времени нет возможности дать ответ на вопрос о причинах этих необычных явлений. Нет и достаточно неоспоримых доказательств, подтверждающих аномальность этого места. Есть и пострадавшие, и люди, ничего не испытавшие на себе после посещения этой местности.
По авторитетным заключениям специалистов у 91% людей в геопатогенных зонах резко уменьшаются защитные функции иммунной системы. По гипотезе этих специалистов, губительное воздействие геопатогенной зоны проявляется уже через 8 часов пребывания в ней человека. Более продолжительное нахождение в зоне ведет к заболеваниям, трудно диагностируемым современной медициной. Единого мнения о природе геопатогенных зон среди ученых нет. Предполагается, что поверхность всей Земли покрыта сеточной энергетической структурой, наподобие сетки Кюри.
Неблагоприятное воздействие усиливается в местах разломов земной коры и точках пересечения этой энергетической сетки. Энергетическое поле Земли было известно и древним народам: в Тибете оно было известно под именем глубинных демонов, а в древнем Китае было запрещено строить жилище без биолокационной проверки местности и учета расположения близлежащих холмов, подземных потоков и полостей.
В настоящее время нет возможности однозначно объяснить феномен мыса Рытый. Ни одна из существующих теорий — живого биополя Земли, пришельцев из НЛО, четвертого измерения или теллурического излучения разломов не дает ответа на вопрос, почему мыс Рытый был проклят и почему проклятие действует до сих пор. Кроме рассказов очевидцев о необычных явлениях, нет никаких реальных научных оснований. Существует только устоявшееся народное поверье, что в результате проклятия место стало опасным для здоровья приходящим сюда. Но как известно из пословицы, «нет дыма без огня», а на мысе до сих пор происходит что-то необъяснимое, и природа этого остается до сих пор непонятной.
Странное. Мыс Рытый. Байкал
Сверхъестественное Вокруг Нас — Загадки озера Байкал
Впервые об аномальных явлениях в самом глубоком озере мира Байкал, содержащим одну пятую не замерзшей пресной воды в мире, заговорили в середине 90-х годов прошлого века.
В СССР вообще не принято было говорить о каких-либо неестественных явлениях в принципе, но если же такие и имели место, то все это тщательно скрывалось и засекречивалось. В эпоху гласности некоторые события начинали «просачиватья» в СМИ, и это не могло не заинтересовать всякого рода исследователей паранормального и уфологов.
Ну, раз уж о чудесах и тайнах Байкала речь зашла, то, думается, и эта впечатляющая фотография будет не лишней. хотя к мысу Рытому она напрямую и не относится…
Это место расположено в глубоководной части Байкала. Свое название оно получило из-за странных явлений, происходящих тут 1-2 раза в год. В хорошую погоду, при полном штиле, здесь внезапно образовывается огромная воронка. Местные жители считают, что так здесь открываются адские врата, которые затягивают души грешников в преисподнюю…
Сергей Волков
цельжизни.орг
Последний раз редактировалось: Dar-Veter (Пн Ноя 30 2020, 08:52), всего редактировалось 1 раз(а)