Агенда Матери
(отрывок из бесед с Сатпремом)
27 июня 1961
Шри Ауробиндо пишет:Афоризм 62 - Я слышал, как глупец говорил с авторитетом абсолютные глупости, и я спросил себя, что хотел сказать этим Бог. Тогда я поразмыслил и увидел искаженную маску истины и мудрости.
С. Можно задать себе вопрос, действительно ли не существует абсолютного идиотизма или абсолютной лжи, и всегда ли вещи имеют позади себя истину, не существует ли абсолютной фальши?
М. Абсолютной лжи быть не может. Практически этого не может быть, потому что Бог находится позади любой вещи.
Это как те, которые спрашивают, исчезнут ли какие-то элементы вселенной? Что это может значить, разрушение вселенной? Если мы выходим из нашей глупости, что можно назвать “разрушением”? - Разрушается только форма, внешнее проявление (да, все внешнее формы разрушаются одна за другой). Также говорят (это написано везде, об этом много говорят), что враждебные силы будут обращены, то есть, обретут в себе сознание Божества и станут божественными или же будут разрушены. - “Разрушены” - что это значит! Их форма? - Их форма сознания может быть растворена, но “нечто”, которое является основой ее существования, основой всего существования, как это может быть разрушено?... Это трудно понять, мой малыш. Вселенная это объективация, взятие объективного сознания Того, кто является всей вечностью, и тогда? Как Все может перестать существовать? Бесконечное и вечное Все, то есть, не имеющее никаких пределов, что же может оттуда выйти? Некуда выходить! (Ты понимаешь, можно сломать себе голову!) Куда выходить? Существует только ЭТО.
И еще, когда мы говорим “Есть только это”, мы его где-то располагаем - что является полным идиотизмом. Тогда что можно оттуда удалить?
- Спойлер:
- Конечно, можно представить себе, что какая-то вселенная выброшена из настоящего проявления, это да, можно представить, что вселенные следовали одна за другой, и что нечто, содержащееся в первых вселенных, исчезает из других, это даже очевидно. Можно представить себе, что вся фальшь и ложь (которая для нас, ТЕПЕРЬ, является фальшью и ложью) больше не принадлежит тому миру, который появится в развитии; это можно понять. Но “разрушить” - куда все это пойдет, чтобы быть разрушенным? Когда говорим разрушить, - это означает только форму, которая разрушается (это может быть форма сознания, не обязательно материальная форма, но это всегда форма), но то, что без формы, каким образом это может быть разрушено?
Поэтому говорить об абсолютной лжи, которая исчезнет, это просто говорить, что вся совокупность вещей будет вечно жить в прошлом, но не будет принадлежать будущим проявлениям, вот и все. Невозможно выйти из ЭТОГО, не так ли, вот!
С. Но они останутся в прошлом?
М. Нам сказано, что существует состояние сознания, когда поднимаешься выше, когда можно пройти над стороной небытия или Нирваны, или над стороной Существования (существует сторона Нирвана и сторона Существование: это два ОДНОВРЕМЕННЫХ и дополняющих аспекта Высшего), где все является одновременным и вечным. Тогда можно представить себе (Бог знает! может быть, это еще одна глупость!) можно представить, что существует совокупность вещей, которые проходят в Не-Бытие, и тогда это и будет то, что для нашего сознания явилось бы исчезновением или разрушением.
Возможно ли это? - Я не знаю. Надо бы спросить об этом у Господа! Но Он, обычно, не отвечает на такие вопросы: Он улыбается!
Ты понимаешь, бывают моменты, когда, действительно, больше не можешь ничего говорить; такое впечатление, что все, что говоришь, если это и не абсолютная глупость, то где-то возле этого, и на самом деле лучше помолчать. В этом вся трудность. И в некоторых из этих Афоризмов чувствуешь, что, вдруг, Он уловил то, что находится по ту сторону - вне всего, о чем можно думать, - тогда что тут можно сделать?
(молчание)
Естественно, если снова спускаешься сюда, можно - о! можно говорить много разных вещей!
Если хочешь пошутить (можно всегда шутить, но люди так серьезно принимают ваши шутки, что это вызывает у вас сомнение), можно с уверенностью сказать, не особенно заблуждаясь, что иногда узнаешь гораздо больше, слушая какого-нибудь сумасшедшего или глупца, чем слушая благоразумного человека - я, например, в этом убеждена! В сущности, нет ничего более иссушающего, чем благоразумные люди.
С. Эта одновременность прошлого, настоящего и будущего, однако, не может быть физической одновременностью?
М. О! нет, не здесь.
С. Я слышал чью-то любопытную теорию, в которой говорилось, что можно перевоплотиться в прошлое.
М. Перевоплотиться в прошлое?
С. Да, то есть, из настоящего вновь воплотиться в прошлой исторической эпохе.
М. Это еще один способ говорить. Перевоплотиться? - Нет. Можно вновь пережить прошлое; да, это можно очень хорошо, очень хорошо.
У меня был один опыт, который повторялся много раз, когда я переживала прошлое (но это феномен сознания, потому что все сохраняется и где-то продолжает существовать), с волей - которая является признаком власти - изменить его. Я не знаю, но, переживая его, в момент переживания, вместо того, чтобы снова пережить то, что было сохранено, появляется какая-то власть, которая вмешивается для того, чтобы прошлое стало другим. Я не говорю о власти изменять последствия прошлого (это, очевидно, делается все время), но было даже не это: это была власть изменять сами обстоятельства (обстоятельства не совсем материальные, а обстоятельства тонкого физического мира с психологической доминантой). И поскольку там присутствовала воля, для сознания это происходило эффективно; это значит, что обстоятельства, вместо того, чтобы раскручиваться в одном направлении, разворачивались в другом. Таким образом, это должно соответствовать чему-то реальному, иначе я не имела бы этого опыта. Это не было результатом воображения; это не было чем-то, о чем думают или “очень хотят”, чтобы было по-другому - это совсем не так; это был феномен сознания: сознание вновь переживало определенные обстоятельства, абсолютно живые, продолжающие свое существование в своей области, это очевидно, но тогда оно их переживало с властью и знанием, приобретенными моим сознанием за промежуток между тем временем и этим, и с властью изменять то время. На сцену (если можно так сказать) или в пережитое обстоятельство входила новая власть, которая заставляла его повернуться в эту сторону вместо того, чтобы сворачивать в ту. Этот опыт у меня был много раз, и он меня всегда удивлял - это не феномен ментального воображения (это совершенно другое).
Поэтому это открывает дверь всему.
С. Но это прошлое.
М. Разве прошлое... Оно остается где-то настоящим, мы это знаем, но факт, что оно где-то присутствует, говорит ли о том, что оно может участвовать в прогрессивном движении (прогрессивным для нас) изменения вселенной, в проявлении? - Нет причин считать, что нет.
С. Но оно остается настоящим из-за последствий...
М. Нет-нет-нет! прошлое САМО ПО СЕБЕ. Само по себе. Не из-за последствий, это другое: само по себе. И это в земной атмосфере (не на самом материальном плане, но очень-очень близко, очень близко).
У меня такое впечатление, которое можно было бы назвать тактильным, что содержимое тонкой атмосферы увеличивается (то, что не принадлежит материальному пространству такому, как мы его понимаем или видим совершенно материально, в котором нужно переместить одну вещь, чтобы поставить на ее место другую – М а т ь п е р е м е щ а е т р е з и н к у н а с т о л е - и еще это – с м е я с ь - я думаю, что это иллюзия! Это так, потому что нам КАЖЕТСЯ таким!) Так вот, не там, не на самом материальном плане, на сразу как раз позади или внутри (как это сказать?)... содержимое увеличивается. И поскольку это во внутренних измерениях, оно может увеличиваться, так сказать, бесконечно; это вещи, которые все больше и больше наслаиваются, не так ли: там, где был феномен сознания, теперь можно иметь сотни наслоенных феноменов во внутренних измерениях; то есть, если мы, например, возьмем только нашу маленькую, совсем маленькую землю, она становится все более и более насыщенной и богатой со всем, что существовало с самого начала образования земли - потому что все, что было, оно здесь, это все здесь.
В сущности, как только перестаешь быть совершенно, полностью связанным материальными органами чувств... Например, этот опыт изменения качества видения я провожу все чаще и чаще. В эти последние дни (это было вчера или позавчера, или два дня назад, словом, совсем недавно), я сидела в ванной комнате и вытирала лицо перед тем, как выйти; и затем я подняла глаза (я сидела перед зеркалом; обычно, я на себя не смотрю, но я подняла глаза) посмотрела и увидела много вещей (Мать смеется, очень развеселившись)... И в этот момент я получила опыт, и я сказала себе: “А! вот почему с материальной, физической точки зрения у меня несколько расплывчатое видение*, потому что то, что я вижу**, НАМНОГО БОЛЕЕ ясно и бесконечно более выразительно. И тогда я вспомнила, что именно этими глазами** я смотрю с балкона и узнаю моих людей (я узнаю всех своих людей с балкона). И такое видение (с открытыми глазами!)... Это другой способ видения.
Когда я доберусь до “Йоги Самосовершенствования”, я изучу то, что говорит Шри Ауробиндо. Он говорит, что есть момент, когда чувства изменяются - это не значит, что вы используете чувства другого плана (это понятно, с самого начала мы имеем чувства на всех планах), но это совершенно другое: изменяются САМИ ЧУВСТВА. Он предвещает это, он говорит, что это придет. Но я полагаю, что начинается это именно так.
Различно СОДЕРЖАНИЕ, мой малыш. Я вижу... вижу, но... Например, состояние сознания, в котором находится человек, на которого я смотрю, изменяет, для моих физических глаз его физическую внешность. И это не обычный вопрос психологии, когда говорят, что испытываемое чувство меняет ваше выражение лица; вовсе не эти банальности: различно СОДЕРЖАНИЕ того, что я вижу. И тогда глаза того, на кого я смотрю, не те же самые, и это довольно... Я не смогла бы сделать рисунок, но, если бы я сделала картину, возможно, это дало бы что-то (потребовался бы способ сам по себе немного расплывчатый, но очень четкий). Глаза не совсем такие же***, и остальные черты лица тоже, даже цвет и форма, и это подчас вызывает у меня некоторые затруднения. Я вижу людей (своих людей я вижу каждое утро, не так ли), и я их узнаю, но, однако, они бывают разными, они не всегда одни и те же (некоторые всегда-всегда-всегда одинаковые, как камень, но есть такие, которые не всегда одни и те же), есть даже такие, которые порой вызывают у меня сомнение: “Да тот ли это человек? Но тогда он очень... И все-таки, это тот самый, но я его не совсем хорошо знаю”, и, обычно, это совпадает с изменениями сознания.
Ты знаешь, заключение - мы ничего не знаем.
(молчание)
Это неопровержимый факт... (о! как сказать?) постоянного Присутствия - но “Присутствие”, это слово ничего не значит... (Мать долгое время остается молчаливой, потом отказывается объяснять).
О! чем больше пытаешься это ухватить, тем больше оно выскальзывает из рук.*(После прослушивания последней Ажанды от 24 июня о смерти.)
М. Ты знаешь, я как раз на границе, на рубеже: это как если бы был полупрозрачный занавес, и ты видел вещи с другой стороны, пытался ухватить их, но пока не можешь. Но такое чувство близости!
Иногда, вдруг, я чувствую в себе концентрированную, ЧУДОВИЩНУЮ силу, которая растет-растет-растет, во внутренней концентрации, чтобы пройти через этот занавес. Это случается со мной где угодно, когда угодно, в любой момент: я вижу сознание во всей его целостности, собранное в чудовищной власти, которая растет-растет-растет, чтобы перейти на другую сторону.
Когда я перейду на другую сторону, будет очень хорошо.
*Зрение - пр. перевод.
**Внутренним видением - пр. перевод.
***Как при восприятии физическим зрением - пр. перевод.