О славянах до Рюрика из "Записок..." Екатерины 2:
"Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли. Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются и язык славянский перенимали.
Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 до 860 и кончилось Гостомыслом.
Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали."
По записям российской императрицы выходит, что мало того, что Русь была еще в 5 веке, так еще и считалась княжеством, т.е вполне цивилизованным объединением, а не толпой немытых дикарей без предводителя.
"Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли. Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются и язык славянский перенимали.
Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 до 860 и кончилось Гостомыслом.
Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали."
По записям российской императрицы выходит, что мало того, что Русь была еще в 5 веке, так еще и считалась княжеством, т.е вполне цивилизованным объединением, а не толпой немытых дикарей без предводителя.
- ИЗ КОММЕНТАРИЕВ под постом:
https://yandex.ru/q/article/ekaterina_ii_zapiski_kasatelno_rossiiskoi_da8932e8/
Российские древнейшие писатели, как-то Иоаким и Нестор, именуют Русь и Русия.
Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.
Потери же когда где последовали, то сие происходило от вредительных ссор и междоусобиц.
Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.
Были ли государи русские до пришествия в Русь славян, о том известия порядочного по сю пору не отыскано, но вероятно, что без начальства и начальника не были.
Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали соседям в войнах.
Слово "князь" в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода и высший войск начальник, положено.
У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было.
Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.
Латины русь именовали рутении.
Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами.
Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.
Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.
Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется.
Город Старая Руса был прежде Новгород.
Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились.
У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге.
Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика.
В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления.
По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец.
Славяне, пришед, русами овладели.
Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются.
Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.
Геннадий Воля
11 марта
Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.
17
О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково на престоле русском от 862 по 1598 год, и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжалось; и в дворянстве от варяг в России и в Польше многие еще роды находятся.
По истории ясно видно, что варяги жили при море Балтийском, которое у русских Варяжским именовано.
Варяжским морем прямо называлась часть Балтики, которая между Ингерманландиею и Финландиею находится.
Со Рюриком в Русь приходили варяги, и более при нем в знатности находились, нежели славяне, ибо везде имена варяжские в его время упоминаются.
До Рюрика варяги имели войны с русскими, а иногда варяги русским князьям войски давали, были союзники русов и служили им из платежа на войнах.
Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали над неприятелем в одном месте, то продавали в другом.
18
Российские писатели сказывают, что князь Кий, пришед около 430 года по Рождестве Христове со своими братиями Щеком и Хоревом и со сестрою Либедь, или Лебедь, и со многими людьми, поселился на брегах Днепра. Кий - старший брат - построил во имя свое Киев; около Киева тогда был лес и бор велик, который к ловле зверей был полезен.
Второй брат - Щек - создал град Щековицу.
Третий брат - Хорев - построил град Хоревицу, который потом именован был Вышгород.
Сестра их Лебедь наименовала реку Лебедь, и на оной построила город Лебедь же.
Дееписатели сказывают: 1) что сии мужи были мудрые и смысленные; 2) что были не малые владетели в народе своем и 3) что они имели обычай тих и кроток.
Все сие доказывается тем, что пришед созидали города. Бесспорно, более мудрости и смысла замыкается в созидании, нежели в разрушении.
Не имев ни людей, ни иждивения, не могли созидать городов.
Самое созидание городов доказывает обычаи и склонности.
Некоторые писатели производят Кия со братиями от персиян и скифов, но скифы не весьма обычайно строили города.
Другие сказывают точно, что Кий со братиями были славяне и пришли со многолюдством. Что славяне около того времени в движении были и чинили завоевания, то доказывается приходом славянских князей около 480 года в северные края Русии, как выше сказано. Но имена Кия, Щека и Хорева не сходствуют славянскому обычаю заимствовать имена князей и вождей из своего языка.
Третьи писатели говорят, что Кий со братиями пришли из диких полей, и были в Полянах князи, и что поляне говорили славянским языком, и что, по кончине Кия, Щека и Хорева, дети и наследники их, всякой на своем уделе, долгое время порядочно и великолепно владычествовали до Аскольда и Дира, и что те князи имели подданных себе иных князей, которых в воеводы и полководцы своих войск употребляли, и что из удельных князей был первый Радим, по нем народ назывался радимичи, другой был Вятка, или Вадко, на реке Вятке и несколько по Волге, и будто по нем назывались вятичи и вятчане. Третий князь был Дулеб, который владел над рекою Бугом, и по нем звалися дулебяне.
Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.
Геннадий Воля
11 марта
Имя Скиф весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было.
Но ни единый народ сам себя не называл скифами.
Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и в название сие включали многих народов, яко то и славян, сармат и татар.
Скифы самые северные, по сказанию греческих писателей, жили или обращались у моря Каспийского, в Кубане, Кабарде, реки Дона до Днепра.
Малою Скифиею назывался Крым и бывшая степь Крымская, ныне Азовская губерния. Некоторые скифские поколения,имели самовластных государей, и сие по состоянию их для приобретения общей пользы и сохранения спокойства и безопасности весьма им было нужно.
Греческие писатели скифских государей Василеи, Латинские - Рекс именовали, а иногда Кахан, или Каган.
Сказывают, что скифы терпеть не могли, чтоб другие народы себя старейшими и древнейшими их сказывали.
Иустин повествует о древнем споре, бывшем между египтян и скифов о их древности, о котором сказует, что скифы были того мнения, что их земля была прежде населена; ибо, говорили они, буде бы в начале вещей огонь владычествовал, то их страна, яко холоднейшая, долженствовала сперва потухнуть и, следственно, удобною к населению учиниться; а буде бы вода вселенную покрывала, то, яко высочайшая страна, долженствовала быть прежде осушена.
Но втуне един народ пред другим старейшеством преимущества ищет, ибо по Святому Писанию известно, что все народы суть потомки Адама, и по Потопе отродие Ноево всю вселенную наполнило. Буде же бы быть прению между народами, то не о старейшестве, но приличнее разве о том, которой народ иного старее прославился добронравием и прочими добродетелями.
О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать другу во всякой нужде и опасности.
Дружбы неустрашимых людей искали паче иных.
Избрав друга, обязывались до смерти сохранять дружбу.
Скифы почитали, что более трех друзей иметь не можно.
Они в хлебопашестве не упражнялись, но в скотоводстве.
Домов не имели, но кочевья.
Жен и детей переваживали с места на место в телегах, покрытых кожами или листьями.
Переезжали с места на места для корма скота.
Редко были пеши, но всегда езжали верхом или на телегах.
Пища их была каймак и кобылье молоко.
Одевались звериными кожами зимою и летом.
За щегольство почитали иметь в руках лук натянутой.
Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.
У них суд отправлялся по здравому рассудку без письменного закона.
Они строго запрещали и наказывали воровство.
Сие было причиною, что их многочисленные стада без стражи паслися.
Все их законы клонились ко вложению добродетелей и неустрашимости.
Все писатели единогласно хвалят добродетели, наипаче же справедливость скифов.
Супружества у них были благополучны по четырем причинам: 1) что дети были воспитаны и наставлены в добродетели; 2) что мужья к женам, а жены к мужьям были чистосердечно привязаны; 3) для того, что те и другие имели отвращение от преступления; 4) что закон был строг над преступником супружественных обязательств.
У скифов девицы не имели иного приданого, как родительские добродетели.
Девы не могли вступать в супружества, не быв на войне; робкий же жених не сыскивал невесты, ибо девицы гнушались выйти за труса.
Для исчисления воинов скифы имели обыкновение, что, выступая в поле, каждый воин кидал стрелу в единой сосуд.
Народ, который не имеет утвержденного жилья, обыкновенно не прилежит к наукам и художествам.
Но нужда есть родительница изобретения.
Скифы имели плотников для делания телег, скорняков и кожевников для выделывания кож и ремесленников для делания луков, стрел, саблей, копий, лат и щитов.
Большая сила скифов состояла в коннице и в стрелках.
Они стреляли из лука в цель, скакав на лошади во весь опор.
Жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях. От того произошла пословица: "Скифы столько искусны стрелять из лука, сколько греки играть на лире".
Во всей древности скифы побеждали завсегда за себя или своих союзников. Трижды победили скифы всю Азию.
Дария царя Персидского они со стыдом прогнали.
Кир со всею своею армиею противу скифов удачи не имел.
Сопирион, вождь Александров, ими был побежден.
Римлянам скифы никогда покорны не были.
Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз.
Первый царь Скифский, сказывают, назывался Скиф.
Анахарсис, королевич скифский, брат царя Кадвида, во время Солона в Афинах учился.
О нем Плутарх говорит, что якори на корабли и другие полезные вещи вымыслил и к Семи греческим мудрецам причтен. В Афинах были изображения мраморные, которые его представляли с натянутым луком и с книгою.
Плиний сказывает, что Скил, королевич скифский, сын Ариатна и матери Истрины, от греков, живших по Днепру, во граде Борисфен учился.
Греки Днепр-реку называли Борисфен, а Дон-реку - Танаис.
Абарис, скифский посол, от северных стран в Афины присланный, несколько книг писал, о которых многие упоминают.
Геннадий Воля
11 марта
Выше писанное, касательно первой эпохи российской истории пределов северных, представляет Русь и Русию до 480 года по Рождестве Христове, противу нынешнего состояния яко во младенчестве.
Пределы русские, однако же, простираются уже на девять степеней широты и на двадцать восемь степеней долготы и, следовательно, обширнее суть некоторых царств европейских нынешнего века.
Русы в войне дают и получают помощные войска, следовательно, в сношении со соседьми, давая им доверенность, сходственную обоюдной пользе, и получая оную от них.
Таковые союзы едва могли ли быть без Договоров.
В мире русы торгуют на север с Даниею, Швециею и Норвегиею, на полдень - с Индиею, Сириею и даже до Египта, по свидетельству северных и полуденных писателей.
Письмо и законы письменные имеют.
Да как им и не иметь, имея толикие дела и обороты?
Города три именитые созданы, яко то: великий град (Ладога), Старая Русь, который снабдил Новгород великими людьми; Холм-город, куда северные короли приезжали нарочно ради моления.
Славяне пришед русами овладели.
Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли.
Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются, и язык славянский перенимали.
Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилось Гостомыслом.
Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали.
Варяги требовали от своих королей и вождей предприимчивости и ума.
Следовательно, славяне-русь приобрели в сем соединении со варяго-русами искусных мореходцев и предприимчивых и умных князей и вождей; следствии того ко Второй Эпохе принадлежат.
В полуденном краю России, около 430 года по Рождестве Христове, созидается на реке Днепре град Киев и иные города, князьями, пришедшими из мест тех, кои греки под общим названием Скифии разумели, одного языка со славянами.
Северные скифы переходные кочевья имеют у Днепра.
У них были самовластные государи.
Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими.
Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатство, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие лучшее их - щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво; письменного закона не имели, пороки наказывали строго.
Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов.
У них супружества были благополучны, понеже нравы имели неиспорченные.
Наук и художеств мало знали, но ремесленников имели.
Большая сила скифов в коннице и стрелках состояла.
Жены езжали с мужьями на войну; девы не вступали в супружества, пока не были в поле.
Невесты гнушались женихов робких.
Трижды скифы победили всю Азию.
Один Александр имел над ними успех и заключил со скифами союз.
Таково дееписатели представляют полуденных соседей россов. Какие же были дей и деяний обороты от времен Рюрика в полуденные края и сим народом, сие принадлежит ко второй эпохе.
Геннадий Воля
11 марта
Вторая эпоха
21
Вторая эпоха российской истории полагается от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года.
Вторую эпоху российской истории разделить можно на два времени.
Первое время - то, в которое Россия не была просвещена святым крещением, или от 862 года до 988 года.
Второе время - то, в которое Россия была просвещена святым крещением, или от 988 года до 1224 года.
Великий князь Рюрик I
22
Историки сказывают, что в 860 году по Рождестве Христове Гостомысл, быв при конце своей жизни, созвал старейшин земли от славян, русы, чуди*, веси, мери*, кривич** и дрегович***, говорил им: "что видит между ими несогласие, всяк из них по своей мысли и прихоти правит и судит, отчего правление земель и дел медлится и разорение Великому Новгороду воспоследовать может, сами собою править не могут; и для того надобно им князя, которой бы над ними владел, что таковые три брата, князи честного происхождения, обретаются в варягах, кои разумом и храбростию славны..."- Русы называли чудь Эстландию и Лифландию. На сарматском языке чудь значит "сосед".
** Сарматы Белоозеро называли по-сарматски - Виису.
*** Мордва сами называют себя мери.
**** Кривичи суть сарматы, обладанные славянами.
* Дреговичи - обладанные сарматы славянами по Двине около Полоцка.
Новгородцы приняли Гостомыслов здравый совет; по кончине его, в том же 860 году, послали послов из первейших граждан в варяги, трех братов - князей Рюрика, Синеуса и Трувора - звать владети над собою.
Послы, пришед к варягам, говорили князьям между прочим сии достопамятные слова: "Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет; придите владети нами".
Рюрик со братиями, услыша о несогласии, своеволии, прихоти и беспорядке новгородцев, с трудом согласились на просьбу их.
Наконец, склонились на предложение послов.
Князь Рюрик, со братиею и своими домами собравшися, взяли с собою великое число своего народа, пришли из варяг к рубежам (границам) русским в 861 году.
Старейший Рюрик - в Старую Ладогу, который город укрепить велел.
Синеус на Белоозере - в Весь Егонскую, а третий, Трувор, - в Изборск. Сей тогда главный град был в той стороне, а Пскова еще не было. Князи от всех чинов русских с великою радостию были приняты.
По прошествии двух лет умер князь Синеус на Белоозере без наследия, а по нем наследствовал князь Трувор; но вскоре и сей в Изборске скончался (в 864 году). Могилы сих князей назначили насыпанием великих курганов земли, по тогдашнему обычаю. Сии курганы (холмы) до днесь видны. По смерти обоих братьев, Синеуса и Трувора, князь Рюрик новгородские оба княжества, Белозерское и Изборское, к Новгородскому присовокупил.
В четвертое лето княжения его переселился из Старого града (Ладога) в Новгород Великий ко Ильменю (озеро), в том городе умножил строение, и прилежание имел о расправе земли и правосудии. Дабы всюды расправа и суд не ослабел, послал князей (начальники) по градам Полоцк, Ростов, Белоозеро, Изборск, Смоленски Муром, и по тем градам князи были варяги-пришлецы (говорит Нестор), а жители были в Новгороде славяне, в Полоцке - дреговичи, в Смоленске - кривичи, в Ростове - мери, на Белоозере - весь, в Муроме - муроме.
Сам же именовался князь великий - для различия от подданных ему князей, коих Рюрик немало подвластных имел. Именование князь великий - то же, что у греков Архикратор, или Василей.
По смерти (финландского короля) отца великого князя Рюрика владел он варяго-русами, кои ему дань платили и войски давали.
Славяне, живущие по Днепру, зовомые поляне и горяне, утесняемы бывше от хазар*, кои обладали градом Киевом и прочими около лежащими областьми, брали с них дань тяжкую и требовали сверх того всякие поделия (работы) изнуряющие, прислали к великому князю Рюрику предные мужи (именитые или старшины) просити, да пошлет к ним сына или свойственника князя княжити. Он же дал им Аскольда и войски с ним отпустил.- Древние скифы.
- Русы называли чудь Эстландию и Лифландию. На сарматском языке чудь значит "сосед".