Слyчилось же это однажды, когда Иоанн, бpат Иакова, – они сыновья Зеведея – вышел и подошел к хpамy. Встpетил его фаpисей – имя его Аpиман – и сказал емy: "Где твой господин, котоpомy ты последовал?" И он сказал емy: "Место, откyда он пpишел, тyда он снова возвpатился". Сказал емy фаpисей: "Обманом этот назаpеянин ввел вас в заблyждение, и наполнил ваши yши ложью, и запеp ваши сеpдца, и повеpнyл вас от пpедания ваших отцов". Когда я, Иоанн, yслышал это, я двинyлся от хpама к гоpе, местy пyстынномy. Был я очень опечален сеpдцем и сказал: "Почемy избpан спаситель? И почемy он послан в миp своим отцом? И кто его отец, котоpый послал его? И каков тот эон, к котоpомy мы пойдем? Ибо что подpазyмевал он, когда сказал нам: "Этот зон, к котоpомy вы пойдете, пpинял вид зона того, неpyшимого"? Hо он не yчил нас о том, каков он". В то вpемя, когда я дyмал об этом в сеpдце моем, небеса pаскpылись, и все твоpение, что ниже неба, осветилось, и весь миp содpогнyлся.
Я испyгался и пал ниц, когда yвидел в свете юношy, котоpый стоял пpедо мною. Hо когда я смотpел на него, он стал подобным стаpцy. И он изменял свой облик, став как дитя, в то же вpемя пpедо мною. Он был единством многих фоpм в свете, и фоpмы откpывались одна в дpyгой. Бyдyчи одним, почемy он был в тpех фоpмах? Он сказал мне: "Иоанн, Иоанн, почемy ты сомневаешься или почемy стpашишься? Разве тебе чyжд этот обpаз? Это так: не бyдь малодyшным! Я тот, кто с вами все вpемя. Я – отец, я – мать, я – сын.
Я незапятнанный и неосквеpненный. Hыне я пpишел наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя... о совершенном Человеке. Теперь же, подыми лицо свое, иди и слушай, чтобы ты узнал те вещи, о которых я скажу сегодня, и мог передать это своим сотоварищам по духу, тем, кто из рода недвижимого совершенного Человека". И я попросил его: "Скажи, дабы я мог постигнуть это". Он сказал: "Единое (monas) – это единовластие, над которым нет ничего. Это Бог истинный и Отец всего, Дух незримый, кто надо всем, кто в нерушимости, кто в свете чистом, – тот, кого никакой свет глаза не может узреть.
Он Дух незримый. Не подобает думать о нем как о богах или о чем-то подобном. Ибо он больше бога, ведь нет никого выше него, нет никого, кто был бы господином над ним. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо все существует в нем. Он же стоит один. Он... потому что он не нуждается в чем бы то ни было, ведь он полностью совершенен. У него нет в чем бы то ни было недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но все время он полностью совершенен в свете.
Он безграничен, ибо нет никого перед ним, чтобы ограничить его. Он непостижим, ибо нет никого перед ним, кто постиг бы его. Он неизмерим, ибо не было никого перед ним, чтобы измерить его. Он невидим, ибо никто не видит его. Он вечен, он существует вечно. Он невыразим, ибо никто не может охватить его, чтобы выразить его. Он неназываем, ибо нет никого перед ним, чтобы назвать его. Это свет неизмеримый, чистый, святой, ясный. Он, невыразимый, совершенен в нерушимости. Не в совершенстве, не в блаженстве, не в божественности, но много язбраннее. Он не телесный, не нетелесный. Он не большой, не малый. Нет возможности сказать, какого его количество... ибо никто не может постичь его. Он не из тех, кто существует, но много избранное. Не так, как если бы он был избранное (по сравнению с другими), но то, что его, не причастие ни эону, ни времени. Ибо то, что причастие зону, было вначале создано. Он не был заключен во времени. Он не получил...ибо... ибо нет никого перед ним, чтобы он получил от него нечто. Ибо он созерцает себя вновь в своем свете чистом.
Ведь он – величие. Неизмеримое... величие. Он – Эон, дающий эон, Жизнь, дающая жизнь, Блаженство, дающее блаженство, Знание (gnosis), дающее знание (noucooun), Добро, дающее добро. Милость, дающая милость и спасение. Благодать, дающая благодать не потому, что имеет, но потому что дает милость неизмеримую, нерушимую.
Что я скажу тебе о нем? Его эон нерушимый, он неподвижен, он пребывает в молчании, он покоится. Он до всех вещей. Он глава всех эонов. Это он дает им силу по своему благу. Ибо не мы, мы не познали... мы не познали тех вещей, что неизмеримы, кроме того, кто жил в нем, то есть Отец. Это он рассказал нам. Ведь он видит себя самого в свете, окружающем его. Это источник воды жизни, он дает всем эонам и во всех формах. Он узнает свой образ, когда видит его в источнике Духа. Он устремляет желание в свои свет – воду, это источник (света) – воды чистого окружающего его. И его Эннойа выполнила действие, и она обнаружилась, она предстала, она появилась перед ним в сиянии его света.
Это первая сила, бывшая до всех (эонов) и открывшаяся в его мысли, это Пронойа Всего, ее свет, который светит, образ света, совершенная сила, то есть образ незримого девственного Духа совершенного. Она – сила, слава, Барбело, совершенная слава в эонах, слава откровения, слава девственного Духа. И она восхвалила его за то, что открылась. Это первая мысль, его образ. Она стала материнским чревом всего, ибо она прежде, чем все они: Метропатор, первый Человек, святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды именный, андрогин, и вечный эон среди незримых, первый явившийся.
Она попросила у незримого девственного Духа, то есть Барбело, дать ей предвидение. И Дух согласился. И когда он согласился, предвидение обнаружилось, и оно предстало близ Пронойи; оно – из мысли незримого девственного Духа. Оно восхвалило его и его совершенную силу, Барбело, так как оно стало существовать из-за нее. И снова она попросила дать ей нерушимость, и он согласился. Когда он согласился, нерушимость обнаружилась, она предстала близ мысли и предвидения. Они восхвалили незримого и Барбело, из-за которой они стали существовать. И Барбело попросила дать ей вечную жизнь. И незримый Дух согласился.
И когда он согласился, вечная жизнь обнаружилась, и они предстали, и они восхвалили незримый Дух и Барбело, из-за которой они стали существовать. И снова она попросила дать ей истину. И незримый Дух согласился. Истина обнаружилась, и они предстали, и они восхвалили незримый Дух... Барбело, из-за которой они стали существовать.
Это пятерица эонов Отца, который есть первый Человек, образ незримого Духа; это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андровинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец.
И он взглянул на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил искру света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию. Это был единородный Метропатора, тот, что открылся; это его единственное рожденье, единородный Отца, свет чистый. Незримый девственный Дух возликовал над светом, который стал существовать, который первым был открыт первой силой его Пронойи, то есть Барбело. И он помазал его своим благом (christos), пока он не стал совершенным, не нуждавшимся ни в каком благе, ибо он помазал его благом незримого Духа. И он предстал перед ним, когда он излил (это) на него.
Когда он получил (это) от Духа, он восславил святой Дух и совершенную Пронойю, из-за которой он обнаружился. И он (сын) попросил дать ему сотоварища по труду, то есть ум, и он (Дух) согласился. Когда же незримый Дух согласился, ум обнаружился и предстал близ Христа и восхвалил его и Барбело. Все они стали существовать в молчании. И ум захотел выполнить дело через слово незримого Духа. И его воля стала делом, и оно обнаружилось близ ума; и свет восхвалил его. И слово последовало за волей.
Ибо словом Христос, божественный Аутоген, создал все вещи. И вечная жизнь, и его воля, и ум, и предвидение предстали и восхвалили незримый Дух и Барбело, ибо из-за нее все они стали существовать. И святой Дух дал совершенство божественному Аутогену, сыну его и Барбело, так что тот предстал перед могущественным и незримым девственным Духом" как божественный Аутоген, Христос, кому он (Дух) воздал славу громким голосом. Он (сын) открылся через Пронойю, и незримый девственный Дух поставил божественного Аутогена истины надо всеми вещами. И он подчинил ему всякую власть и истину, которая есть в нем, чтобы он мог знать все, что было названо именем, возвышенным над всяким именем. Ибо это имя – назовут его те, кто достоин его. Из света же, который есть Христос, и нерушимости через дар Духа появились четыре света из божественного Аутогена. Он смотрел, чтобы они предстали пред ним. И трое – это воля, Эннойа и жизнь. И четыре силы – это мудрость, благодать, чувствование, рассудительность.
Благодать находится у эона света Армоцеля, который первый ангел. Вместе с этим эоном есть три других зона: милость, истина и форма. Второй свет – это Ориэль, который был помещен у второго зона. Вместе с ним есть три других эона: мысль, чувствование и память. Третий свет – это Давейтай, который помещен у третьего эона. Вместе с ним есть три других эона: мудрость, любовь и форма. Четвертый эон помещен у четвертого света Элелёт.
Вместе с ним есть три других эона: совершенство, мир и Софиа. Это четыре эона, которые предстали пред божественным Аутогеном. Это двенадцать эонов, которые предстали пред сыном, великим Аутогеном, Христом, по воле и дару незримого Духа. И двенадцать эонов принадлежат сыну, Аутогену. И все вещи были установлены волей святого Духа через Аутогена. И от предвидения совершенного ума через откровение воли незримого Духа и воли Аутогена появился совершенный Человек, первое откровение и истина. Это он, кого девственный Дух назвал Пигераадаман и поместил его у первого эона с великим Аутогеном, Христом, у первого света Армоцеля. И силы его – вместе с ним.
И незримый дал ему разумную непобедимую силу. И заговорил он, и восхвалил и прославил незримый Дух, сказав: "Все вещи стали существовать из-за тебя, и все вещи вернутся к тебе. Я же, я прославлю и восхвалю тебя и Аутогена и эоны, которых три: отец, мать и сын, совершенная сила". И он (Человек) поместил своего сына Сифа во второй эон ко второму свету Оройэлю. В третий эон – в третий свет Давейтаи было помещено семя Сифа. И души святых там были помещены там. В четвертый эон были помещены души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и затем покаялся; они – у четвертого света Элелета. Это создания, которые восхваляют незримый Дух. Софиа же Эпинойа, будучи эоном, произвела мысль своею мыслью в согласии с размышлением незримого Духа и предвидением....