"Махабхарата" Питер Брук
Бхагават-Гита
или здесь
Би́тва на Курукше́тре (санскр. कुरुक्षेत्र युद्ध) — битва между Кауравами и Пандавами, одно из центральных событий, описанных в древнеиндийском эпосе «Махабхарате». Согласно «Махабхарате», к войне привела династическая борьба за трон Хастинапуры между двумя кланами двоюродных братьев — Кауравами и Пандавами. В битве, проходившей на священном поле Курукшетре, приняли участие многие древние государства, примкнувшие к враждующим кланам.
Содержание
1 Роль битвы
2 Предыстория
3 Миротворческая миссия Кришны
- Спойлер:
Роль битвы
Описывается, что битва продолжалась 18 дней, в течение которых многочисленные армии сражались в междуречье двух рек. Повествование о битве занимает более одной четверти «Махабхараты», что указывает на её важную роль в эпосе. В «Махабхарате» описываются отдельные поединки различных героев с обеих сторон и их смерть на поле боя, войска обеих армий, дипломатические встречи, дискуссии между полководцами и другими героями каждый день перед началом боевых действий, а также используемое оружие. Книги (называемые «парва») с шестой по десятую считаются учёными наиболее древними по сравнению с остальными частями «Махабхараты». Батальные книги сказания названы по именам командующих армией Кауравов: VI книга эпоса Бхишмапарва, VII Дронапарва, VIII Карнапарва, IX Шальяпарва, — кроме X книги — «Книги о нападении на спящих» и XI «Книги о жёнах», посвящённой оплакиванию павших героев. Находящаяся в начале VI книги знаменитая проповедь «Бхагавад-гита», базовый текст индуистской философии, в котором описывается беседа между Арджуной и Кришной, по мнению большинства учёных является более поздним добавлением к «Махабхарате», но в дошедших редакциях сказания органично входят в повествование: величайший воин Пандавов Арджуна отказывается сражаться, видя в рядах противника своего любимого деда Бхишму и почтенных наставников, но Кришна объясняет герою его дхарму, причины событий и важность следования дхарме, и даёт этическое обоснование сражения с родичами.
По верованиям индуистов, Битва на Курукшетре (как и всё описанное в «Махабхарате») была реальным историческим событием. Среди учёных не существует единого мнения об историчности битвы, но большинство исследователей полагают, что основу сказания составляют исторические события происходившие между 1400 и 1000 годами до н. э.[1][2] (соответствующие археологической датировке периода «серой керамики»). Некоторые исследователи проводят параллели между Битвой на Курукшетре и Битвой десяти царей, описанной в «Ригведе».[3] Конфессиональные индуистские авторы и исследователи являются сторонниками более ранней датировки Битвы на Курукшетре. Основываясь на анализе астрономической и литературной информации из «Махабхараты», они предлагают различные даты — вплоть до 6-го тысячелетия до н. э.[4]
Предыстория
Основная статья: Махабхарата
Индия во времена «Махабхараты».
В «Махабхарате» повествуется о жизни нескольких поколений правящей династии Куру. Центральной сюжетной линией эпоса является описание великой битвы между братьями-потомками этой династии, и обстоятельств, которые привели к ней. Местом действия, на котором развернулась битва, стала Курукшетра («поле Куру»), из-за чего битва получила название «Битвы на Курукшетре». Описывается, что с древних времён Курукшетра была местом паломничества, которое также называли «Дхарма-кшетра» — «поле дхармы» или «поле праведности». «Махабхарата» рассказывает, что это место было выбрано для проведения битвы потому, что любые грехи, совершённые на этой земле, не засчитывались.
Вражда между Кауравами и Пандавами существовала с детства, но обострилась после того, как доблестные Пандавы завершили покорение мира, и после обряда раджасуя царь Пандавов Юдхиштхира был вызван в Хастинапур на ритуальную игру в кости. В этой игре, устроенной завистливым принцем Дурьодханой и потворствовавшим ему его отцом — старым царём Дхритараштрой, шурин царя игрок Шакуни обманом обыграл Юдхиштхиру, и Пандавы по условиям игры отправились в 13-летнее изгнание. Проигравшие Пандавы, отправляясь в изгнание, поклялись отомстить, но не за проигрыш (игра в кости была ритуальным поединком, в котором проявилась воля богов), а за оскорбления, нанесенные Кауравами их общей жене Драупади в зале собрания после игры. Спор перерос в крупномасштабную войну, когда Дурьодхана, старший из Кауравов, ведомый завистью, отказался вернуть Пандавам их трон после того, как те вернулись из изгнания. Постоянные призывы Драупади отомстить её главным обидчикам — старшему Каураве Дурьодхане и его побратиму Карне, который был неузнанным старшим братом Пандавов, подчёркивают стандартный эпический мотив вражды или войны из-за оскорбления или похищения красавицы (война Рамы с Раваной из-за Ситы в «Рамаяне», Энея с Турном из-за Лавинии в «Энеиде», Троянская война из-за Елены в «Илиаде»).
До начала войны Пандавы, по настоянию их старшего брата праведного царя Юдхиштхиры, пытались решить конфликт мирным путём. Переговорам посольств, направленных царём Кауравов Дхритараштрой в Упаплавью, и царём Пандавов Юдхиштхирой в Хастинапуру, посвящена V книга сказания Удьйогапарва («Книга о старании»). Баларама, старший брат Кришны, не одобрял войны даже за правое дело; осудив Кришну, который встал на сторону Пандавов, Баларама в негодовании удалился в изгнание на 42 дня и вернулся только по окончании битвы. По совету Кришны и во время переговоров Пандавы продолжали готовиться к войне. Но большинство царей, прежде покорённых Кауравами, ненавидели их и с радостью перешли на сторону Пандавов. Самыми надёжными союзниками оказались породнившиеся с Пандавами царь панчалов Друпада (их тесть) со своими сыновьями, один из которых возглавил войско Пандавов, и царь матсьев Вирата (тесть сына Арджуны Абхиманью). После неудачных попыток найти мирное решение война оказалась неизбежной.
Миротворческая миссия Кришны
С последней надеждой мирного урегулирования Кришна отправился в Хастинапур, для того чтобы уговорить Кауравов сесть с ним за стол переговоров. В Хастинапуре Кришна остановился у придворного министра Видуры, брата и советника царя Дхритараштры; праведный и мудрый Видура всегда защищал Пандавов. Злокозненный Дурьодхана по секрету от старого царя Дхритараштры задумал схватить Кришну и напасть на Пандавов. Когда Кришна явился с предложением мира во дворец к царю, Дурьодхана отверг его предложение и приказал своим солдатам арестовать Кришну. Кришна рассмеялся и открыл им свою Божественную форму, потрясши царя, Дурьодхану и всех присутствовавших в зале собрания. Разгневанный оскорблением, Кришна проклял Дурьодхану, сказав, что его гибель и истребление всего рода отныне предрешены. Это стало шоком для Дхритараштры, который пытался успокоить Кришну. Несмотря на уговоры старейшин Кауравов, советников и мудрецов, Дурьодхана и его самый доблестный вассал и побратим Карна отвергли предложенный Пандавами мир, а слабовольный старый царь не стал противиться своему нечестивому сыну. Кришна вернулся в Упаплавью в лагерь Пандавов сообщить им, что остаётся только один путь защитить справедливость — война.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5
_________________
Страны: США, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Япония, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Норвегия
Режиссер: Питер Брук
Общая продолжительность: 05:22:13
Год выпуска: 1989
В ролях: Витторио Меццоджорно, Жорж Каррафас, Ришар Чеслак, Джеффри Киссун, Сотиш Куэт, Эрика Александр, Морис Бенишу, Урс Билер, Мамаду Диуме, Мириам Голдшмидт и др.
Перевод на русский: закадровый многоголосый
В 1970 году в результате отбора среди актеров разных стран Питер Брук создал труппу из тридцати человек. В поисках средств обновления театра режиссер обращается к формам народного зрелища, возрождает традиции старинного театра, как европейского, так и восточного. «Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах, — писал Питер Брук. — Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа... Театр — как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ». |||||
Иточники сообщают, что актеры жили в Индии, Пакистане, Гималаях в глухих деревнях, вдали от цивилизации. Они читали древние тексты, занимались йогой и медитацией... В каждом из них произошли внутренние перемены. А когда они созрели для своих ролей, созрел и сам спектакль.
Подготовка к экранизации заняла более 10 лет. В 1985 году состоялась премьера инсценировки древнеиндийского эпоса «Махабхарата», грандиозное мифопоэтическое представление о судьбах человечества.
Российский режиссер Андрей Михалков-Кончаловский пишет: «На сцене была реальность, но в то же время это была театральная реальность. Его восьмичасовой спектакль (он шел два вечера) — «Махабхарата» — был чем-то фантастическим по простоте. Брук — один из немногих, кого постмодернизм не коснулся. Основы и первоисточники его театра там, где играют на ситаре, балалайке, гитаре — на инструментах, под которые поет самый простой человек. Он всегда искал в этом кругу. Его театр — это действительно театр наций..." В 1989 году на основе постановки был снят сериал (всего 6 серий).