Эта пара фридайвинга открывает мир под водой, как никогда раньше.
Их короткометражный фильм «Вокруг света на одном дыхании» привносит художественную грань в опасный вид спорта.
Фридайвер Гийом Нери отправит Вас в подводное путешествие, от которого захватывает дух.
Как на долго Вы можете задержать дыхание? На одну минуту? Две? Три? Пять? Для фридайверов такой расчет - вопрос жизни и смерти. Если Вы полагаетесь только на одно дыхание, ваше окно для изучения подводных пейзажей ограничено объемом Ваших легких. С другой стороны, Вы не обременены весом, шумом и ограничениями, связанными с аквалангом.
Чемпионы Франции по фридайвингу Гийом Нери и Жюли Готье не понаслышке знакомы с возможностями и опасностями фридайвинга - экстремального вида спорта глубоководного ныряния без дыхательных аппаратов. Оба являются мировыми рекордсменами, и оба знают фридайверов, которые умерли из-за того, что нырнули слишком глубоко или слишком на долго.
В конце своей конкурентоспособной карьеры фридайвинга давние партнеры, у которых есть дочь, решили заняться кинопроизводством на постоянной основе. Они хотели попытаться передать уникальное, бескислородное путешествие, которое стало страстью их жизни. Пока Нери бегает, ныряет и переворачивается по морскому дну на одном дыхании (он может задерживать дыхание более семи минут), оператор Готье сама оказывается тут же, тоже на задержке дыхания, фиксируя каждое движение.
В своем короткометражном фильме «Одно дыхание вокруг света» 37-летний Нери и 39-летний Готье отправляют зрителей в подводную одиссею по всему миру. Снимая места от Маврикия до Мексики и Японии и делая много остановок между ними, Нери и Готье используют свой обширный опыт, чтобы исследовать затопленные руины, плавать под толстым слоем льда, общаться со стайкой спящих кашалотов. В процессе они захватывают завораживающие изображения частей планеты, невидимых для большинства ее обитателей.
Что говорят создатели данного фильма о подходе и процессе, а также о том, как они планируют применять свой новый стиль кинопроизводства в будущем.
Что в первую очередь привлекло вас обоих во фридайвинг?
Гийом Нери: Я вырос в Ницце, на берегу Средиземного моря. В детстве пребывание рядом с морем означало, что каждое лето вы проводили много времени, играя в море. И для меня это было просто так, не более того. У меня была маска и пару ласт, мне нравилось покидать поверхность, нырять с маской и трубкой на несколько метров, но это была просто игра. Мои родители увлекались горами. В Ницце очень близко к городу красивые и высокие горы. Я много ходил с ними в походы. Это пробудило во мне любовь к просторам и природе.
Жюли Готье: Я родилась на острове Реюньон, и мой отец был подводным охотником. С 11 лет занимаюсь подводной охотой. Я использовала свое дыхание, чтобы ловить рыбу и хорошо поесть. Но чистым фридайвингом я начала заниматься, когда мне было 18 лет. Я поняла, что это настоящий вид спорта, соревновательный. Почему бы и нет. И поскольку я считала, что у меня неплохо получается, я начал участвовать в соревнованиях. В итоге я побила три французских рекорда. И да, я объездила весь мир с Гийомом, участвуя в соревнованиях.
Когда вы тренировались фридайвингу для участия в соревнованиях, вас больше мотивировало наличие доступа к труднодоступным подводным местам или это было больше для того, чтобы доказать себе, что вы можете преодолеть физические трудности?
Гийом Нери: Это была постоянная эволюция. Я рано обнаружил, что глубокая задержка дыхания была чем-то необычным и очень чистым способом получить доступ к неизвестному. И то, что вначале было просто игрой, расширяющей мои границы, стало настоящим приключением в новом месте. Итак, с моими способностями я понял, что могу нырять и открывать для себя подводный мир, и сам могу нырять там, где люди обычно используют баллоны для погружений. И меня очаровала идея о том, что если я тренирую свое тело и разум только с помощью моих естественных навыков, я могу пойти туда, куда почти никто не может нырнуть.
Когда я понял, что это исследование подводного мира значит для меня, оно превратилось в комбинированный квест, стремление приспособиться к своему телу и действительно стать ихтиандром. Когда я понял, что у меня есть возможность с большим количеством тренировок стать одним из самых глубоких фридайверов в мире, и тогда это стало своего рода мечтой стать самым глубоким парнем на планете. Это не эгоизм, и дело не только в спорте. Речь идет о том, чтобы попасть в место, где вы знаете, что вы первый, и это гораздо больше, чем просто цифры.
Что вдохновило заняться кинопроизводством?
Жюли Готье: Мы были на Багамах, Гийом участвовал в чемпионате в 2010 году, и я присоединилась к нему там. И у нас была эта подводная камера в корпусе, потому что, как вы знаете, Гийом любит фотографировать. У нашего друга была такая же камера, и он показал нам фильм, который снял с ее помощью. Мы подумали, что это красиво, и сказали: «Боже мой. У нас такая же камера, может, мы сможем что-нибудь сделать?». И Гийом сказал: «О, у меня есть идея. Я хотел бы нырнуть в эту красивую голубую дыру на Багамах, потому что днем мы свободны. Может, мы возьмем камеру и снимем меня».
Что нам показалось весьма интересным, так это возможность показать другую сторону фридайвинга, не только в отношении производительности, но и больше в отношении ощущений от подводного плавания. Мне было очень страшно, потому что я никогда в жизни не касалась фотоаппарата. Но Гийом кое-что знал, и он сказал мне: «Да. Нажимаешь эту кнопку, поворачиваешь и видишь, что происходит на дисплее, и если тебе нравится, значит все идет по плану». Итак, вот как все началось. Мы сняли наше видео о свободном падении, просто думая, что собираемся снять хороший отпускной фильм.
Гийом Нери: Когда мы делали первые фильмы, причина, по которой они тронули так много людей, заключалась в том, что мы действительно пытались показать фридайвинг по-новому. Изучить новый способ взаимодействия с водой. Ходьба, бег, прыжки, полет. Этого никогда раньше не делали, показывая таким образом связь между людьми и водой.
Съемка во время фридайвинга представляет свои уникальные проблемы и возможности. Как вы адаптировали свою технику?
Жюли Готье: Мы только начали снимать на задержке дыхания и обнаружили, что это делает наши образы особенными, потому что, конечно же, в воде человек свободен. Я могу следовать за Гийомом, куда бы он ни пошел. Он попросил меня сделать этот потрясающий кадр свободного падения, где я начинаю снимать позади него, иду впереди и разворачиваюсь; это невозможно сделать с аквалангом.
Иногда я работаю с фотохудожником, который занимается подводным плаванием. Нам нужно спланировать многое из того, что мы будем снимать. Для меня это менее органично, вы знаете, немного меньше волшебства, потому что все это запланировано. И что мне нравится во фридайвинге, так это то, что когда я там внизу, я просто могу решить: «Хорошо. Давай займемся чем-нибудь еще», и это действительно мощно.
Гийом Нери: Время задержки дыхания - действительно проблема, потому что, когда вы снимаете подобным образом, вы не сосредотачиваетесь на том, чтобы расслабиться и сэкономить энергию. Вы сосредоточены на кадрах, которые хотите получить, поэтому вы испытываете большое напряжение и используете много энергии. Джули тратит много энергии, потому что она должна быть очень устойчивой, чтобы делать стабильные снимки. Мне нужно нырять с пустыми легкими. Мне нужно что-то делать, например, бегать, лазать, поэтому я использую много кислорода. А иногда вы забываете о задержке дыхания, потому что действительно хотите получить идеальные снимки.
Когда вы просто занимаетесь фридайвингом, вы думаете о положении тела и расслаблении, чтобы максимально провести время в воде, но когда вы снимаете, приоритетом является получение наиболее красивого кадра. Так что иногда есть риск, что если вы захотите задержаться еще на несколько секунд, потому что все идеально. Свет идеален, положение рыб идеальное. Поэтому очень важно иметь очень хорошую помощь и иметь очень опытных страхующих фридайверов, которые могут помочь в случае проблемы.
Откуда взялась идея One Breath Around the World?
Гийом Нери: В 2014 году, пять лет назад, у меня появилась идея, что я хочу рассказать историю одиссеи. Меня всегда очаровывали люди, которые путешествуют в одиночку, пересекают континенты, просто гуляя. Например, когда я был подростком и молод, я читал книги о людях, которые уходили из Парижа в Пекин или Японию, пешком, и это меня увлекало. И затем в 2014 году у меня возникла идея: давайте попробуем подумать о поездках, которые мы могли бы совершить на суше, пеших прогулках, но под водой.
Жюли Готье: Это был довольно долгий процесс. Это действительно идея Гийома. Знаете, встреча с этими замечательными животными и посещение этих красивых мест - это тоже опыт, которым мы хотели поделиться.
Как вам удалось снять незабываемую встречу с кашалотами?
Жюли Готье: Мы увидели, что работать во фридайвинге - это волшебство, потому что мы могли приближаться к животным намного легче и тише. И именно поэтому мы смогли снять этот удивительный эпизод с кашелотами, спящими вертикально в воде. Гийом плывет за ними, а я снимаю впереди, и они не просыпаются. Почему? Просто потому, что мы пришли очень тихо. Я спускалась просто на задержке дыхания, используя ласты, не издавая звука.
Гийом Нери: Если бы я мог получить сумасшедшие снимки с кашалотом, я знаю, что могу построить вокруг этого историю. Итак, мы начали с кашалотов, пробыли семь дней на островах Маврикий и получили идеальные кадры и фотографии.
Теперь, когда ваш фильм вышел в свет, что ждет нас в будущем?
Жюли Готье: Я думаю, что сейчас для нас пришла пора заставить людей понять, что мы живем в довольно экстремальный период нашей человеческой жизни и пора действовать и нести ответственность за происходящее. Вам не нужно объезжать весь мир и толпиться на планете, чтобы увидеть красивые вещи. Так что мы хотели бы попробовать следующее, чтобы, может быть, что-нибудь сделать в Ницце. А зная Средиземное море, здесь есть на что посмотреть, много красивых подводных пейзажей и много млекопитающих. И мы хотим показать, что мы можем снимать фильм, не путешествуя, не садясь в самолет.